Это нормально у логопеда повторять звуки и делать упражнения без пособий / игр / игрушек?
Вопрос к логопедам конкретно Русской выучки ( ну бывшего СССР ) : скажите это нормальная практика для таких логопедов , при постановке звуков заниматься только постановкой звуков ? Типа ребёнок перед тобой сидит и без каких либо игрушек или пособий / игр повторяет звуки и делает упражнения ?
Я не логопед, но 30 лет назад меня мучили постановкой Р и Л (безрезультатно, — они появились сами на полгода позже). Была соска, ложуа,палочка и ещё какие-то неприятные атрибуты, игрушек точно не было. Дело было в Красноярске, а мне было 5 лет.
Такая практика может быть и не только у логопедов «советской» традиции, но и у американских. Если у логопеда нет других задач, кроме постановки звуков и если ребенок понимает задания и не нужна дополнительная мотивация, то вполне может быть и описанная Вами ситуация.
А если ребёнок при этом плохо себя ведёт ? То есть дурачится ? Замечание : звуки таки логопед ставит прекрасно . Но логопед при этом постоянно жалуется . Это что культурный нюанс ? Да может и у Американского конечно .. но смотря какой возраст. Давайте скажем preschool age .
Я использую игрушки даже при постановки звуков. А при автоматизации в обязательном порядке. Включаются другие нейронные связи
@Vika мне тоже так кажется . Я просто хочу понять это как норма в бывшем СССР или как …
@Natalie норма
@Vika понятно !
@Natalie мои сегодняшние уроки, которые ты видела , это огромное количество прочитанной и проанализированной литературы. А не обучение
@Vika я понимаю . Я тоже считаю что само Masters мне мало что дало . Какой-то минимум … даже не базу . Я хороший дефектолог потому что я постоянно учусь . Сама , классы , книги , просто опыт и конечно мозги включать надо .
@Natalie Не все логопеды (как российские, так и американские) умеют «замотивировать» ребенка. Бывает, из-за этого и отказываются ставить звуки младшим дошкольникам или детям, которые «низко функциональны»…. Принципы АВА, учёт возрастных особенностей или умение играть могли бы помочь в этом случае, но тем не менее, ребенок должен научиться трудиться и выполнять скучные задания . Дети в 3-4 года обычно не готовы к целенаправленной работе по постановке звуков … А некоторым и в 5 лет нужно время, чтобы научиться работать. Кроме того, если занятия происходят 1-2 раза в неделю, то нужна помощь родителей в том, чтобы «замотивировать» ребенка на этот труд.
@Alisa согласна со совершенно всеми пунктами . Но вот вы как считаете , только Родитель , а Логопед нет ? И могут ли 4 х и 5 ти летки весь час выполнять упражнения ? Я первая за то что бы ребёнок учился работать . Просто можно ведь разработать систему ? Или бывшему СССР это никак ?
В советское время было обязательным использование игрушек на занятиях более того все занятие должно было быть построено в игровой форме , отвечая при этом трем основным целям — обучение, развитие, воспитание. В любом кабинете логопеда обязательно были различные виды игрушек. на первом месте все звучащие (дудочки, гармошки, барабаны…., пальчиковый театр и различные куклы-помощники, игрушки для формирования речевого дыхания ,как правило, самодельные , мячи применялись очень часто , я уже не говорю про лото на различные темы, сюжетные и предметные картинки , плакаты , трафареты и многое многое другое , причем все это логопед не приносил с собой , а было в каждом саду куплено государством для детей. Также существовали нормы хранения игрового материала, например, все шкафы должны быть закрытыми, чтобы ребенок войдя в кабинет видел только уютную комнату , столик и два стульчика, зеркало обязательно занавешено . Все пособия и игрушки и книги должны были быть занесены в каталог логопед.кабинета и находиться на своем месте , если приходил кто то из МПК с проверок и просил что то на развитие внимания , например, я не должна копаться, а открыть шкаф где написано «внимание»и все выложить , тоже и на занятие с ребенком …
@Natalie Думаю, что «бывший СССР» здесь не при чем. Я , как «живой свидетель» (: могу подтвердить, что и в то время (как и сейчас!) были разные логопеды и разные подходы. Я начала свою деятельность в 1981 году в лучшей школе-интернате (санаторного типа) в Армении, где директором был очень мудрый человек. Он помог мне оформить в двух огромных комнатах кабинет и комнату ожидания, и я имела там и игры, и пособия, и магнитофон для записи речи детей и для проигрывания музыки.Он даже пианино мне предложил. 🙂 В каком-то году у меня в кабинете жили два больших попугая (которые мне дал на время брат), и вся школа приходила на них посмотреть. Дети, которые у меня занимались, с удовольствием приходили (они должны были сами прийти из школьного в медицинский корпус) и спрашивали, могут ли они привести своих друзей. Все эти мотивационные стимулы помогали в работе. Дети не видели своих родителей целую неделю. Среди них были дети из далеких деревень, либо дети из бедных семей, а также дети с речевыми проблемами (например, ращелины нёба, заикание и тп), которым нигде больше не могли помочь ( я была тогда единственным логопедом на большой район)…
@Alisa звучит очень интересно !
Когда меня учили об игрушках не говорил. Мы делали альбомы по развитию речи. Каждый курс по 2-3 альбома. Да и игрушек не было. Но был здравый смысл и понимание детей. Когда я вышла на работу то сутками вырезала и клеила. Игрушки делала.
Как учат сейчас не знаю
Я о человеке старой выучки . Да , мне моя хорошая подруга которой за 60 рассказывала что сама рисовала пособия день и ночь … хорошо помню работу пожилой Майи Рабер в Brooklyn … по моему там все таки какие то элементы игры были …
@Natalie и я рисовала
@Natalie Я работала в логопедических садиках и в поликлиниках в советское время. Были игры, картинки, пособия. И немало. В основном самодельные. Это всё должно было быть очень хорошего качества, так как требовали того частые проверки. В педагогических вузах даже учили переплётному делу 😉 … Но эти игры и картинки чаще всего использовались для автоматизации звуков. А также для развития фонематического восприятия и представлений, словарного запаса, грамматики, связной речи….При постановке звуков были какие-то игровые приемы, но всё же предполагалось, что ребенок готов работать и выполнять задания перед зеркалом. Обычно звуки ставили с 5 лет. Кроме того, в логопедических садиках с каждым ребенком занимались ежедневно индивидуально 15 мин, не больше. Считалось, что больше ребенок удерживать внимание не может.
@Alisa нет. 15 минут, чтобы успеть обхватить как можно больше детей.
@Vika !5 мин обычно уделялось постановке и автоматизации звуков. Всем остальным обычно занимались фронтально, за исключением особо тяжелых случаев. Когда я стала работать в Раннем Вмешательстве в 90-е годы, мои коллеги удивлялись , что можно делать на индивидуальном занятии целый час и как можно всё это время удержать внимание ребенка. Мы тогда в Питере занимались по часу с детьми от 0 до 3-х…. В США логопеды занимаются обычно 30 мин. Реже -45 мин, а ещё реже-час.
@Alisa правильно.
Но в садике был 4х часовой рабочий день
Час общего занятая
30 минут организационный вопросов.
2,5 часа — индивидуальные занятая.
В группе 15-18 детей.
Надо взять каждого.
Понятное дело, 15 минут это макс
@Alisa понятно . А вот вы как считаете , час для 4 — 5 ти летки только выполнять занятия , реально ? Вот мне кажется что основной массе нет . Занятия подразумевается упражнения с языком и типа скажи так и так .
Ну смотрите девушки , я не логопед , звуки ни ставлю , но часто закрепляю какие то звуки … ( иногда случайно ставлю ? . Даже на артикуляцию у меня есть миллион игр из super duper . Каждая на какой то звук . Например sh … или « th “ . Ещё очень хорошая книга есть , завтра поищу , там прямо какая то сказка небольшая была для разных звукосочетаний … интересные и очень смешные картинки . Все просто , но ведь ребёнку интересно . Я немного не понимаю
@Natalie «час для 4 — 5 ти летки только выполнять занятия , реально ?» Реально, только если включить «мотивационные моменты». Например, за несколько заданий-поощрение (какая-то игра, к примеру, или песенка «по теме», или игра с движениями)….Включать игры на звуки, которые ставятся, не всегда возможно, так бывает, что логопед хочет сначала получить «чистый»звук, а потом только автоматизировать. Бывает, что на частных занятиях логопеды не хотят тратить время на «сказки», так как они думают, что родителям это не понравится. Если ребенок не выдерживает, то в принципе, можно сделать занятия покороче-30 или 45 мин. Но часто это не удобно родителям и логопеду. В этом случае нужно сразу обговаривать, что не все 45-60 мин будут тратиться на звукопостановку. Включить занятия на разогрев, мотивацию или языковое развитие.
@Alisa по моему это « understood “ . Мне кажется что 5 ти летке необходимо плюс нечто тактильное …
@Natalie Что имеется в виду под «тактильным» ? Просто манипуляционный и наглядный материал (игрушки, картинки) ? Или что-то для разнообразных тактильных ощущений: вода, песок, мягкие игрушки и тр?
@Alisa , вода / песок , Круто , но не обязательно . Тактильный как вы сказали манипуляция любых игрушек и наглядных интересных картинок .
@Natalie Да, многие современные дети 4-6 лет нуждаются в той или иной мере в «развлекаловке» и в tangibles, и это нужно учитывать. Но я всегда пробую будить их воображение и если можно, обходиться без игрушек и ай-пад. Хотя с некоторыми детьми и игрушки, и планшет очень помогают. Современных детей больше в целом много развлекают,им уделяют больше внимания. Раньше дети были счастливы, что с ними так плотно общается логопед и сказочек о «язычке» и тому подобных «баек» c парой-тройкой картинок часто было достаточно. Я помню, как в 90-е годы в Питере в логосаду не могла отбиться от желающих 4-х/5-леток , которые хотели прийти в логопедический кабинет, так как если у ребенка что-то получалось, я давала ему наклейки в логопедическую тетрадь (наклеек тогда в Питере не было, их мне высылали из США).Теперь этим не удивишь. Но со многими детьми нужно пробовать разговаривать, прежде чем заваливать наглядностью. Часто даже не ожидаю, что сработает, но это , как ни странно, работает чаще, чем я ожидаю…
Наша не ставит звуки пока, но они делают гимнастику языка , губ, щек, все в игровой форме, но наша логопед сравнительно молодая
С моей дочкой занималась русскоязычный логопед, и она использовала и палочки, и ложечки, и настольные игры, и игрушки.
Мне кажется все по-разному. Со мной занималась логопед в Москве 35 лет назад , и я ее до сих пор тепло вспоминаю. Ставили шипящие — мы с ней делали бумажные кораблики и гоняли их шипом по тазу с водой.
Примерно так. Какие то картинки и пазл в конце в виде вознаграждения. Занимались прошлым летом 10 занятий в России и пожилого логопеда, ставили русский звук р
Я — логопед советской выучки. Всегда был культ игровых материалов! Даже графа при оценке занятия будущего логопеда такая была: наличие игровых моментов и наглядности. Но ведь от возраста ребёнка много зависит. Если произношение исправляешь школьнику, развлекать его особенно и не надо…И всегда, если было достаточно времени, старались и гимнастику для пальчиков, и упражнения на слуховое внимание, т е. Задач на одном занятии всегда было несколько
Интересно ,Наташ, а сколько по времени про ходит занятие? Согласна с предыдущими ораторами: если у ребенка нарушено звукопроизношение только, мотивация как у взрослого, то , теоретически, организационного момента в начале урока хватит ( при условии, что занятие длится около 20 мин; не представляю, как можно заниматься упражениеями, постановской и речевым материалом около 40 мин). А если наряду речевыми проблемами имеются неустойчивая мотивация к занятиям, короткий промежуток времени, когда ребенок в состоянии удержать внимание, тут без игровой терапии, мотиваторов тяжеловато. Так что ,думаю, стоит обратить внимание логопеда на это, предложить свою помощь.ПС Еще такой момент. Не все логопеды имеют практику работы,или хотя бы знакомы с особенностями детей с СДВГ
Занятия у этого ребёнка 60 минут . Подожди как это логопед который не знаком с CДВГ ????
@Natalie ,теоретически, да,знакомы,особенно молодое поколение. Но практически…Лучше узнать у нее.
В детском саду индивидуальное занятие 15 — 20 минут. Часто беру парами из-за нехватки времени.
Бабушка моя была логопедом в школе. Точно знаю, с 6 лет никаких игрушек в кабинете вовсе ? только книжки
Мы говорим о более маленьких
Сейчас в России все очень по-разному. Я встречала старых «советских» логопедов, которые работают с детьми только в игровой форме, и молодых, которые говорили, что ко мне дети приходят работать и должны работать, а не ерундой с игрушками заниматься; а если ребёнок ( которому 2,5) не хочет сидеть и убегает из кабинета, то это педзапущенность.
Со мной занимался логопед — никаких игрушек и чего-либо отвлекающего от процесса
Частный логопед в Беларуси — занятие 40 минут, дает за успехи пару минут собрать пазл, сделать шнуровку и прочие развивающие игрушки, она тем временем проговаривает вместе с ребёнком и записывает слова для домашнего задания. Логопеду за 50, ребёнку 5
Мне почти 35 каждый день в саду( какой-то непростой сад был по словам родителей) был логопед с игрушками на каждом со мной индивидуальном занятии. И был не один, но как я толком не слышала на слух шипящие и выговаривала их неверно, так до сих пор этот дефект речи со мной. Все логопеды уверяли, что « невозможно исправить»
Два года назад занимались — у логопеда было целое шоу на занятиях . Я присутствовала фактически на всех . Кроме огромного количества пособий , раздаточного , дидактического материала было много игрушек , помогающих делать упражнения . Были игрушки в награду — сделал , можешь поиграть несколько минут .