Читаете ли вы своим деткам русские народные сказки? Мы привыкли к добрым книжкам, «бабушкины сказки» показались жестокими.
Читаете ли вы своим деткам русские народные сказки? Мы привыкли к добрым книжкам, а тут начали читать «бабушкины сказки» и показались они мне все какие-то жестокие: «свез мужик свою дочку в землянку»(Дочь и падчерица), «покатайся, поваляйся, ведьма, своей дочери мяса наевшись»(Терешечка), «Режь рябую корову»(Крошечка-Хаврошечка) и т.д.?
Нет, не читаем.мой сам отказывается.
О, разве только русские народные такие? Мы гриммов читаем… мрак))) переделываю по-ходу))))
Точно
А Гауф? )))
Гауф, мне кажется, для взрослых. Хотя эта была моя любимая книга лет в 10-12. До сих пор храню)
Помню, не любила я в детстве ни Гримм, ни Андерсена, всегда очень тягостное ощущение оставалось, из памяти до сих пор не выходит
Гаврошечку читала. Мне она не нравится, дочери понравилась. Про Кожемяку читала.. Морозко, Два брата понравились.
все народные сказки жестокие и не для детей
Не читаем! Пару раз я переделывала, но все равно ужас… не знаю, как нам раньше родители их читали…
У меня в детсве была любимой сказка «Синяя Борода». Недавно перечитала и ужаснулась))))) Сыну не читаю))))
Ой, да, я тоже ее в детстве любила читать. Страх полный.
Не читаем
Я так и мультики/фильмы, на которых мы выросли очень выборочно показываю. Не из-за жестокости. Начиная от качества картинки, заканчивая сюжетом, как то неактуально уже и неинтересно. Да и билингвам все эти ступа, колодец, баня, кисель совершенно не знакомы.
Ступу можно на картинке показать. Колодец мы живьём показывали. Баня — эта та же сауна. А кисель можно один раз и сварить. 🙂
Ну я как пример привела:) я даже не заморачиваюсь какими нибудь сусеками ( что я не знала сама). Я просто по реакции поняла, что ей хоть ступа, хоть бочка -это для нее иностранный непонятный язык. И даже после обьяснения реакция одинаковая. Вот баба яга на метле. А у нас нет метлы или даже веника, обясняла. Вроде поняла, но когда сама мне пыталась что то обьяснить-затык, забыла. Сказала на пылесосе:)))))
«У нас нет метлы, и даже веника». 🙂
Вы в Америке живёте? В Америке действительно и метлу, и веник днем с огнем не сыскать, но американские дети с удовольствием читают «Room on a broom» и тот самый «broom» (метла/помело) ни у кого проблем не вызывает. 🙂
Я не говорю, что их нет в принципе. У нас в доме их нет. Как к примеру мы вручную не стираем и ребенок даже не подозревает, как это стирать руками ( это я недавно обнаружила). Но собственно я никому свое мнение не навязываю. Просто мне раньше казались сказки, мультики, фильмы советские/русские интересными и поучительными и мне хотелось познакомить ребенка с ними. А потом оказалось, что вот таких вещей у нас нет, и это настолько абстрактно для ребенка и как бы уже ни к чему. И я для себя сделала вывод, что нечего ребенка насиловать тем, что ему непонятно и неинтересно. Например, моему ребенку неинтересны русские народные сказки/фмльмы, а вот рассказы Носова заитересовали. И ничего страшного нет, если я не буду ее учить русским народным. Есть куча книг и мультиков, интересных современных мультиков, поучительных и ничуть не хуже. Жизнь меняется и дети меняются, это нормально. Но каждый родитель для себя этот вопрос решает по своему.
Моему 2хлетке тоже носов нравится. Про 2х собак часто просит, а незнайка так вообще каждый день! А вот русские народные мне и самой читать порой не приятно, например 3 медведя очень не нравится как написано. А про гуси-лебеди я вообще молчу!
@Nadia вы не задумывались, что эта абстрактность помогает развить и сохранить фантазию и креативность?
Yulia, а вы не задумывались, что у наших билингвов в силу их специфики, развитие и так поболее монолингвов? И проблем с сохранением и развитием обоих языков и так предостаточно? Я думаю, что и без ступы можно прожить. Если мой ребенок будет говорить и свободно понимать по русски, вместе со знанием английского-моя задача выполнена на 100%. То что она никогда не будет » чувствовать» язык как русский ребенок это данность. У нее очень ограниченный круг общения по русски. И мне гораздо важнее сохранить с ней доверительные отношения, чем навязывать расстегаи со ступами, продолжать давать в школу национальную еду если над ребенком смеются одноклассники и бить себя пяткой в грудь о своей русскости ( это я со стороны иногда наблюдаю )
Я тоже вечера об этом задумалась. Читала для самых маленьких. И мне тоже показалось, что много жестокости в них. Слово бил — колотил, в сказке повторилось раз пять. Думаю, что буду переходить на познавательную литературу. Басни Крылова , мне кажется не плохие. Все остальное переделываю тоже. Даже Муху — Цокотуху переделала.
Прилетает к Пауку,
Саблю вынимает
И ему на всем своем скаку веревку обрубает.
Я вообще против агрессии во всех её направлениях.
Этр точно! Как-то читала дочке муху, а там «хочет бедную убить, цокотуху погубить». А потом через пару дней, дети, играя, говорят, «давай маму убьем», для них убить-это спрятать. Вот и не читаю больше. А еще стихи Барто не нравятся. То бычок качается, Таня плачет, зайке лапу оторвали. Садистов воспитывают что-ли.
Соглассна Ирина! А еще выступают в защиту этой провокационной литературы!
У Марины Аромштам (ПапМамБук) о Барто:
«…цикл «Игрушки» – был и остается настоящим лирическим шедевром, адресованной маленьким детям. Шедевром без аналогов. В каждом четверостишье есть лирический герой, в каждом четверостишье – сильное чувство, которое проступает через ткань обыденной детской жизни…»
http://www.papmambook.ru/articles/327/
Где то прочитала что страшные сказки это наоборот хорошо так как проговариваются страхи, но читать все равно жутко. Мы не читаем…
Интересно. Даже не задумывалась об этом.
Читаю сказки обязательно, не только русские, всякие разные. Сказки — важный элемент взросления, они помогают детям проработать страхи (такие как потеря родителей, смерть, и другие ужасы). Это если очень кратко. Я думаю про это стоит даже отдельный пост написать ))
Надо всё же учесть, что родители читают народные сказки детям 3-6 лет, а мы сами читали их , начиная с семи лет. До семи лет из страшных сказок обычно рассказывали «Волк и семеро козлят», Жил был у бабушки серенький козлик», «Красная шапочка», «Три поросенка» и тп… Но мы понимали всё же, что это сказка, в жизни так не бывает. «Крошечку-_Хаврошечку» я читала сама в 1-м классе. Помню также «ирландские сказки» -где-то в 3-м классе, тоже самостоятельный выбор….
Наташа, Я вам в лп написала
Алиса, позвольте не согласиться. Экзистенциальные вопросы начинают мучать детей как раз в возрасте 4-5 лет, некоторых даже раньше (что делать если мама исчезнет? меня могут бросить в лесу одного? я так люблю родителей, почему я на них так злюсь?) Сказки — важный момент прорабатывания этих страхов, переживший века передачи из уст в уста. Я долго была против страшных сказок, но потом начала читать литературу по этому вопросу и вижу в них очень много пользы.
Вика, ответила! И спасибо вам!
Я не нахожу в сказках ответы на эти вопросы. Сейчас много сказок и рассказов для маленьких детей, которые как раз эти вопросы очень хорошо и аккуратно прорабатывают.
@Yuliya podelites , pozhaluista . ?U menya kucha knig , podarennih mamoy i sestroy , no tozhe poroy volosi dibom vstaut i chitat ih ne hochetsya
К сожалению, названий не помню)). Мы обычно читаем библиотечные, берем, что интересно, или на определенные случаи. Например, про монстров вредных, злых и страшных моя дочка обожает читать (последняя — Where the wild things are). Читали по случаю появления нового ребенка в семье много рассказов, читали про деток, которые переезжают, — моей дочке все эти переживания были близки и помогли справиться с очередным переездом. Про ночных монстров, и как дети с ними «дружат», или их побеждают и прочее. Ну и подобное.
То, что вы не находите, не означает, что дети не находят.
а если ребенок не хочет слушать про репку а хочет про груффало?
Это совершенно другой плоскости вопрос. Груффало кстати более кровожадно чем репка, раз уж на то пошло ))
Хоть один понимающий человек!!! Спасибо вам @Natalia Хочется кричать девочки самообразовуйтесь в каком то вопросе прежде чем утверждать что то!
Юлия, спасибо на добром слове )) я конечно девочек понимаю, сама такая была, и изменяла сказки и избегала, а потом почитала и поняла, как отнимаю у своего ребёнка важную часть детства ))
Читаем, но избирательно. 🙂
«Колобок», «Репку» и «Теремок» без проблем, «Мальчик с пальчик» читали один раз, в конце мне по ходу пришлось импровизировать (сцена с волком), больше не читаем, «Крошечку-Хаврошечку» тоже не читаем. 🙂
Я думаю-правильно , что не читаете. Ребенку-то ведь всего 4 года…
Читаем, не вижу ничего плохого, сильно не переделываю, так как дети по другому все воспринимают
Просто помимо русских сказок есть ещё авторские, тот же Бармалей или Тараканище Чуковского.
Читаем. Никогда не переделываю, не меняю окончания и тд.
На самом деле, мне кажется, что важно знакомить ребёнка с разной литературой, а не только доброй с хорошим концом, другой вопрос об определении правильного возраста, когда читать. Но любое народное творчество изобилует жестокостью, те же мифы, там и убивают, и похищают, и приковывают, да и библейские сюжеты тоже не сильно добрые, Иисуса не просто убивают, а на кресте распинают. Тоже страсти ещё те.
Это просто немного другой тип мышления, как мне кажется, который отличается от современного. Та логика нам не понятна просто, поэтому у нас и идёт отторжение. Но в любом случае, мое имхо, что знакомить надо, ребёнку нужно читать литературу с грустным концом, весь вопрос в возрастных рамках
Это не только в русских народных такое — а в любом фольклоре. Читаю избирательно, про мертвых/замороженных/убитых родителями детей и прочее заменяю или опускаю. Сын не фанат этого всего, так что читаем подобнее редко anyway;)
Я переделываю.
Читала ребёнку Красную шапочку, нам красивую книгу с двигающимися картинками подарили, больше показывала чем читала, на ребёнка больше впечатления провели упавшие стулья и молоко с печеньем чем волк который гоняется за девочкой. Но в данной версии все целы и я тоже не акцентирую внимания на страшном, волк гонится за девочкой как мама за малышом — сейчас я тебя съем, ням, ням, ням и целую.
Мамочки а сколько вашим деткам лет? Просто моей 1,4 и каждый раз когда начинаю читать со всей выразительностью, она у меня забирает и начинает листать.. А так хочется привить любовь к книгам))
Я читаю курочку рябу и репку, лис и мышонок. Например, курочку Рябу показываю либо с фигурками, либо жестами. После чтения выдаю фигурки и предлагаю их найти в книге. Если жестами — складываю пальцы в «яичко», показываю как бить, малыш повторяет. По моему, на сайте у Вики был пример.
У меня дочка тоже раньше пыталась только листать, но я книгу клала подальше и сама перелистывала. Еще по возможности добавляла звуки животных, машина(би-би), самолет(ууу) и т.п., фигурки тоже добавляю. Когда чтение в игровой форме деткам это нравится
Посмотрите в группе, уже много раз обсуждалась эта тема. Найдете посты с рекомендациями и интересными книгами)
В 1,4 совершенно нормальная реакция:) Сыну 2,2 и он только начал интересоваться книгами, очень любит «интерактивное чтение», мы то максимально озвучивает сказку, он тоже пытается участвовать.
только ближе к 2 начала сидеть и слушать курочку рябу, колобок и короткие истории. около 1,5 лет только стишки-потешки
Меня на пример, больше всего в этих сказках раздражает то, что там обзываются на каждом шагу. Глупый котенок (заменяю на «смешной», грязный не умытый поросенок, (заменяла на ребенок, пока бабушка в оригинале не прочитала:(). И тд.. вот как с этим бороться?
Про белоснежку читали, когда принц спас ее, говорила, что принц-врач. И у него было лекарство. А то магия какая-то необъяснимая…
Поэтому «Гадкого утенка» не стала читать, понятно что конец хороший, но такие фразы как «убирайся отсюда, урод! Не то мы тебя заклюем!Даже мама от него отвернулась»не могу ребенку читать
А вы все языковые метафоры меняете? Поросёнок относительно грязнули — это метафора. Как и лиса относительно хитрого человека
Боже, какие все нежные… ?
А зачем с этим бороться? Эти сказки для детей, а не для взрослых и читаете вы их не для себя, а ребенку. Детское восприятие совершенно не воспринимает все эти прозвища как нечто трагической и обличающее, все кровавые события тоже воспринимают по возрасту. Поэтому считаю, что все эти опасения идут из чрезмерно настороженной головы мамы:)))
Ну значит я нежная и настороженная мама. Уж какая есть…
Тань, нам же тоже в детстве читали эти сказки, и никто не преукрашивал ничего. Выросли мы с нормальной психикой и все ведь ок. Так зачем своего ребенка огрождать от этого? Согласна с Катериной Восковой, у детей другое восприятие зла и всего негатива. Нодо просто уметь правельно объяснять все плохие и не понятные моменты в сказках 🙂
Если приходится объяснять, что принц, спасший Белоснежку на самом деле врач, то сказки как литературный жанр Вам совсем не подходят.
О, Аня, привет:) у каждого своя правда:) слова в сказке я не заменяю, стараюсь читать как есть. Мне не нравятся все эти обзывалки.
У меня ребенок достаточно маленький еще(2,4 года) так мне как то странно читать про белоснежку, которую принц разбудил поцелуем. Я то понимаю, что это сказка, а вот ребенку, как МНЕ кажется, нужна логика. Так почему принц не может оказаться врачем?:) и да, мы растим новое поколение детей, с новыми технологиями, с новыми знаниями и никогда наши дети не будут такими, как мы. Поэтому, опять же, это мое мнение, то, что подходило нам не факт, что подойдет нашим детям.
Tatjana,мой ребенок ровесник вашего и мне кажется, что дети принимают многое не особо анализируя. И это правильно,не надо их отучать. Только принимая невозможное,можнл развиваться и развивать современные технологии.
Есть чувствительные дети,но не так их и много.
Мы читаем все,что ребенку нравится без прикрас. Но он ничего жестокого и не любит. Ну как можно переиначить любимых ЗОГА и Груффало или объяснить,что Карлхен-зайчик и потому не может разговаривать и летать кур:))
Тогда вообще надо практически любую детскую книгу и мультик объяснять и переделывать. Например, животные в книгах умеют разговаривать и что-то делать. Ребёнок же сам понимает, что в реальном мире этого не происходит.
Читаем всех народов сказки, одно раздражает , что многие издательства в погоне за красочностью и упрощением для малышей настолько сокрощают сказки , что теряется их главный посыл- мораль, поэтому многие сказки рассказываю от себя . К сожалению реальная жизнь не наполнена розовыми пони поэтому сказки как нельзя лучше подготавливают ребенка. А вот сказки Агинской не приемлю слишком они неправильные герои то и дело навешивают ярлыки друг другу , а не на поступки да и много друго в них отрицательного .
Народная сазка выполняет функцию инициации .
Во что?
Во взрослую жизнь.
какая инициализация например от теремка- что всегда будет какой бугай который силой разрушит что остальные построили? просто интересно… или чему учит курочка ряба?
Вот и я с трудом понимаю….
» смысл сказки в том, что разбитое яйцо, пусть и золотое, оказалось пустым !
Яйцо должно было быть полным! А оно пустое!
Вот курочка и успокаивает стариков: «Я снесу вам яичко другое — не золотое, а простое», т. е. жизнеспособное, из которого обязательно возродится жизнь. И ни к чему было плакать, убиваться, даже умирать и вешаться!
Сказка учит: не надо делать «из мухи слона» и заводить скандал на пустом месте! Вот, оказывается, в чем смысл сказки о курочке Рябе !!!»
Вот ещё один вариант- http://fedarse.4mother.ru/2010/03/v-chyom-moral-skazki-pro-kurochku-ryabu/ Нужно просто немного шире смотреть на вещи и не загонять себя в рамки. И уметь объяснить ребёнку смысл.
Теремок потрясающая сказка и в ней можно найти много смыслов: 1. Незваный гость способен разрушить любую компанию. 2. В тесноте, да не в обиде. 3. Все мы разные, но можем подружиться и т.д.
Колобок — сказка о сепарации, отделении от родителей.
Сказка направлена прежде всего на детское сознание. Это связано с идеей посвящения в таинство взрослой жизни. Основное предназначение сказки — обряд инициации. Сказка — это мир подвигов и битв, испытаний и побед, она указвает на то, что ждет ребёнка во взрослой жизни, на возможность совершения подвигов. Это зов зрелости. Сказка (а также детские игры, считалки, потешки) принадлежит к традиции. Это доказывает и то, что тяжело определить точное время возникновения сказки, но предположительно это 15-20 тыс лет до н.э., когда уже существовали обряды посвящения. Традиция обладает огромной способностью передачи знания и опыта, это наука умения действавать и жить определенным образом. И в наше время уход от традиций как раз сопровождается забыванием и непониманием сказки…
Думаю, что смысл сказки «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка»и «Гуси-лебеди» объяснять не придётся)))
@Лана вы сказкотерапевт?
Есть немного.
Я читала об интерпретации сказок, мнения разные есть в зависимости от полхода юнгианцы видят смысл жизни а фрейдисты фаллосы 🙂
Полет фантазии он же безграничен — вот есть версия что теремок ксенофобская сказка, все чужаки-медведи сволочи. Колобок -сказка о безнадеге, рук ног нет-либо дома сожрут -вед для то и пекли , либо даже если на улицу выкатишься то там сожрут.
Сказка символична. И трактоаание сказок похоже на трактоаание сновидений.))
Где-то читала., что во определённом возрасте ребёнку надо боятся чего-нибудь. Если это не будет страшная сказка, то могут появится другие страхи. Не знаю, так это или нет.
В определённом возрасте у ребёнка появляются определённые страхи. Не зависимо от чтения сказок. Так устроена психика.
Ну да. Я, наверное, не совсем правильно сформулировала, так как не очень точно помню. Помню вроде бы, что сказки дети воспринимают не как мы и что тот страх, что ребёнок «боится» во время чтения книг — он нужен. Но опять же, не уверена, что правильно передаю смысл 🙁
Появятся страхи. Вот про эти страхи и можно сказки читать и сочинять. Зачем лишние добавлять-то?
Раньше, лет 100 назад, это были реальные страхи. Старшие в поле до темноты-а детей запугать надо было, что бы в лес не пошли, к реальным волкам….
Даже 60 -70 лет назад, моих родителей к столу в детстве привязывали, пока бабушка с колхоза не вернется…в светлое время живём))))
Мы таких не читаем. Не думаю, что нам сейчас это необходимо (6 лет), да и столько другой литературы есть.
Кстати уход от народных традиций сопровождается «забыванием» народных сказок…
Если кто смотрел БОСС МОЛОКОСОС, то там малыш так же удивился, что детская сказка и о каннибализме…я не читаю своим детям по этой же причине. Не все народные традиции от хорошей жизни формировались….
Речь идёт не о традициях, а об инициации
Это функция народных сказок.
Все зависит от конкретного ребенка. Своей старшей (4.5 года) не читала такое и не буду, т.к. она натура оч тонкая, и просто будет всего этого бояться, особенно ночью. Младшей могу и почитать. Но опять же, зачем читать такие сказки, если сейчас таком огромнейший выбор добрых сказок/рассказов.
Потому что в жизни происходят не всегда добрые и хорошие вещи.
@Лана Именно поэтому не считаю нужным читать страшные сказки.
Сказки как раз к этому готовят ребёнка
Поэтому давайте испоганим этими вещами даже детство, зачем оно беззаботное и защищенное?
Читаю иногда.Страхи через сказки переживать можно.
Это на самом деле так, страхи лучше всего переживать через сказки.
Vrode,logichno i nelza ne soglasitsa, a s drygoi storoni, zaday sebe vopros: a esli etih strahov net, a ya vot ih,chitaya skazki, posey v golove moego malisha?Priviy fobii, kotorih y nego ne bilo?
@Anna У всех детей и у всех людей есть страхи.Это психологическое развитие.Умение жить не акцентируясь на страхах,преодолевая страхи-важное психологическое умение человека.Вам не надо развивать фобии у детей.Фобии развиваются не когда вы сказки читаете.а когда вы пугаете ребёнка.что не будет слушаться,домовой придёт или врач придёт(современные пугания),когда вы боитесь паука ,увидев его,при ребёнке орёте в ужасе.Вот с таких моментов фобии и развиваются.Если вы сказки читаете не по возрасту или ,читая сказку ,сами провоцируете страх,акцентируя своим чтением на страшных моментах и ребёнок чувствует ваше неприятие.Я читала сказки всё детсво и отрочество и у меня всё хорошо с психикой.Дочке старшей сказки читала,обсуждали страшные моменты с интересом.а не с ужасом.Читая детям волка и семерых козлят взрослые представляют при вспоротом животе вывалившиеся кишки,ребёнок об этом даже не подумает в свои три годы.его жизненный опыт ещё таков,что о кишках выпадающих,о смерти он ещё имеет смутное поведение,он увидит историю о спасённых козлятах,которые к мамочке прибежали,т.е.всё хорошо.
Западные сказки были написаны изначально для взрослых, когда не существовали никакие развлекательные СМИ. Вспомните те же сказки братьев Гримм и Шарля Перро, сплошные криминальные хроники на потеху взрослой части населения. Уже потом спустя годы они стали преподносится в более мягкой версии для детей. Так что русские народные сказки написаны в той же традиции. В первоначальной версии — более жестоко, в поздних — в мягкой форме.
Вот у меня дилемма теперь, старшим детям читала и не замечала всех этих ужасов, а теперь младшей начинаю читать и язык не поворачивается-)) Но с другой стороны как ещё ребёнка познакомить с русской культурой?
Не читаем, так как не любит и просит другие книги.
Не понимаю в чем проблема)) Ведь все эти сказки нам в детстве читали родители без всяких изменений и ничего! Я вот не помню, чтоб боялась каких-то сказок.
Я тоже не думала в детстве о ужас, бедная муха цокотуха!!! О, ужас, ведьма съела Иванушку!!
Когда читать научилась (5лет), читала сама и тоже не страдала от якобы жестокости сказок. Психотравм нет.
Поэтому и не понимаю, что за проблему придумали себе мамочки))
Возможно проблему никто не придумывал, а у всех разные дети? Моя дочка напрример в русских сказках останавливает меня в страшных местах и переделывает финал. Волк бабушку не съел в ее версии, она просто убежала. Я перестала ей это читать. Ту же муху-цокотуху не начинаю даже, так как знаю, что возмутится поведением паука?
Ну что нравится вам не обязательно должно нравиться вашему ребенку, я не навязываю свои интересы никогда. Если он не хочет колобка а хочет динозавров то читаем про последнее. Времена меняются -мой в чебурашку переодеваться не хочет а хочет в дарт вейдера 🙂 ну и ладно. И потом эти слова типа калош и самовара….
Нет
Я недавно разбирала с мамой нашу детскую библиотеку, отбирала книги свои любимые, чтобы теперь дочке читать. Было очень интересно заметить тред — все книги, которые любимые, это добрые книги, про животных или детей, типа Пеппи или Карлсона, а все нелюбимые — те самые народные, с ужасами.
Ну вот у меня как раз наоборот самые любимые сказки народов мира и братьев Гримм , а вот Пеппи я прям с детства на дух не переношу и Карлосона я пробовала в детстве читать и мне был неприятен своими манерами главный герой , осилила где то лет в 9
Интересно, выходит, опять же, все от личных предпочтений и характера зависит.
Карлсон в оригинале тот еще злодейчик))
Кстати, да. Карлсон ни разу не добрый, а наоборот гаденький
Ну это можно поспорить, потому что Карлсона можно с юмором воспринимать.
Когда-то на филфаке мы разбирали сказки и их типологию. Основная идея: всему своё время. Для малышей подходят «простые» сказки и сказки про животных. «Волшебные» сказки подходят для детей от 5 лет и старше. Я стараюсь этого принципа придерживаться и не читать на опережение. Это, кстати, легко получается, так как все простые сказки короткие. В два года мало какой ребёнок может высидеть Хаврошечку или Морозко. А вот про замену фраз это уж совсем смешно. Мы хотим, чтобы у детей был хороший язык, при этом сами его и упрощаем. Русские сказки это первоисточник языка. Если вы хотите, чтобы у ребёнка было чувство языка, чувство языкового ритма, языковой игры, читайте сказки по возрасту!
Согласна про упрощение и замену слов. С удивлением читаю в интернете советы про замену устаревших выражений в сказках на более современные, понятные, не требующие дополнительных объяснений ребенку. С другой стороны, все охаем как сохранить язык, его самобытность и богатство у детей. ?♂️?
Нам 2,1 . Читаем с 6 месяцев Чуковского, с рождения слушаем (я рассказываю) стихотворение сказки Маршака «Кошкин дом», «Сказка о глупым мышонке» и прочее. Русские сказки «Теремок», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Репка», «Машенька и медве9». С 1,3 слушали вовсю «Три медведя», «Рукавичка», «Лесные хооомы», «Крылатый, мохнатый да масляный «, «У страха глаза велики», «Лиса и кот», «Волк и оиса», «Заюшк на избушка» и др. Ближе к двум годам читаем и просим ещё и ещё «Царевну лягушку» . И «Крошечную-Хаврошечку» читаем, и очень нравятся Сладкова «Лесные сказки» (Как медведя переворачивали, Чья проталина), Мамин-Сибиряк «Серая шейка» . Из последних «Коза-дереза» (Украин. Сказка).
Что касается архаизмов — читаю текст в ориринале, хочется , чтобы ребёнок воспринимал литературное художественное слово. Даже когда сама по памяти рассказываю, стараюсь передать лексику оригинала.
Interesno, gde mozhno naiti klassifikatsiy skazok po vozrasty?
Мне в детстве ооооочень нравились все эти сказки, своему ребенку заказала все свои самые любимые ?? Перечитала… ?? тоже задумалась ?? Думаю, у детей другое восприятие этих страстей-мордастей, они еще не испорчены реальностью… Читать буду, внимательно отслеживая реакцию. Если не пойдет, то фиг с ними.
Народные сказки все страшные, во всех странах. Я даже мультики по мотивам сказок не могу ребёнку включить) мне самой страшно стало от бабы яги в гуси-лебеди)
Я читаю и переделываю ???? тоже поражаюсь как я раньше не замечала разных подробностей…но на самом деле есть современные издания где конец уже переделан более гуманно.. .Но нужно их искать ?
Я от терешечки тоже в шоке была, убойная сказка
Читаю как есть, ничего не переделываю. Дети по-другому все воспринимают. Не думаю, что сказки страшнее нашей действительности, живем не в мире розовых пони все-таки. А то и новости по ТВ не стоит детям до 21 показывать, там, пожалуй, пострашнее все будет- то войны, то терракты, то маньяков ловят, в школах стреляют
А потом показать в 21 и прямиком к психоаналитику… только аппойнтмент заранее нужно назначить))
Читаем, ребенок вообще не парится на счет подробностей. Вспоминаю себя маленькой, не припомню что меня что-то смущало или пушэгало, вообще как-то само собой разумеющееся была борьба добра со злом. Повзрослел я по иному поняла смысл. Детский мозг воспринимает информацию ровно на столько, на сколько он ее может воспринимать в этом возрасте, они не боятся, не анализируют информацию как взрослые, поэтому я проблемы не вижу, если честно :))
Я терпеть не могла сама эти сказки, мама мне их читала много, но я вообще не слушала, а витала где -то еще, по-этому толком их и не знаю, тут для своей приобрела, думаю, дай перечитаю сама, обогащусь культурно…??? прочитала 2 сказки и опять не прониклась?? я своей наверное прочитаю, когда постарше будет, лет так 10, будет нравится, буду читать, нет, так нет, сейчас выбор огромен…
А я ребёнку купила книгу Мальчик с Пальчик, так там родители детей отвели в лес и бросили — дети несколько раз возвращались и их опять отводили в лес ….. пока они к людоеду не попали, но людоед по ошибке съел своих дочерей?. После такого и у взрослого психика расшатается ?
Вообще-то сказка «Мальчик с пальчик» о другом. 🙂 Там нет людоеда и детей там в лес не отводили. 🙂
@Lana как это? Как раз про людоеда и детей в лесу. Шарль Перро в пересказе Дехтерева. Посмотрите первую же ссылку в гугле. Тоже на неё попали с сыном… ?
https://www.ozon.ru/context/detail/id/137538627/
У меня вот такая. Сама сказка «Мальчик с пальчик» о том, как у старика и старухи не было детей, и однажды старуха резала капусту и отрезала себе кусок пальца, и этот самый кусок пальца превратился в мальчика — отсюда и «мальчик с пальчик». Этот мальчик им в работе помогал, лошади в ухо залезал и говорил, что делать, и т.д. В общем всю сказку пересказывать не буду, суть в том, что нет в ней других детей и нет людоедов. 🙂
Но это русская (народная) сказка.
У вас, видимо, другая сказка с тем же названием. 🙂
@Lana, да, вариаций у сказки полно, но самый первый вариант (исходник) — как раз Шарля Перро https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%87%D0%B8%D0%BA-%D1%81-%D0%BF%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%87%D0%B8%D0%BA.
Что то все ранимые стали в наш век?
Не читала никогда, потому что прививать мысль о том, что Иван Царевич только и может что размазывать сопли от горя и бессилия, а Василиса должна за ночь все сама сделать, да ещё при этом и Ивана пожалеть, не вдохновляет совсем 🙂
Читаем да, у нас большая библиотека. Но сын все равно предпочитает английские книги, хотя и помнит о чем написано в русских но бывает отказывается наши слушать -вот недавно кричал что не хочет муху цокотуху. Вообще если подумать то капец конечно наша детская литература- все время кого то убивают, или съесть норовят, или да вон Морозко у нас тоже есть -нормально так оставил дочку в лесу. После таких историй не то что не заснуть -кошмары обеспечены. Я вот сейчас напрягаясь думаю в какой нибудь детской английской книге убили кого то? у нас нет таких точно.
Выше в камментах написали, что сказки эти — для взрослых, а не для детей придумывали.
Я когда была в марокко, в Марракеше на главной их площади — увидела такую сцену: сидит мужик на стуле и вслух читает стивена Кинга на арабском, вокруг народ слушает. В стране достаточно безграмотных и такие «публичные чтецы» — как своего рода театр или телек для них.
Вот во времена создания этих сказок наверняка тоже были такие ситуации — дети спят давно, а рассказчик зимними вечерами народ в избе развлекает сказами с элементами хоррора, для нервишек.
Странно вот сейчас задумалась а английских именно сказок у нас и нет, ну чтобы там фольклор был как у нас. Есть только mother goose сборник со стишками. Английские книги я по рекомендациям подбирала так как не знала что тут детям читают -они все написаны не позднее 20 века. Братьев гримм я вообще нигде не видела в литературе для младше 5 лет.
Ana Mcbride вот такие стишки в книге «Английские народные песенки»
@Ana, да вообще-то и в европейских сказках такого полно, все они друг на друга ссылаются. У Шарля Перро в «Мальчике с пальчик» тоже родители своих детей в лес отводили, те возвращались, они снова отводили. У Андерсона есть сказки, где, например, мама глаза все кровавыми слезами в озеро выплакала (страх какой!). У братьев Гримм вообще есть ужасы, я уж не говорю про Гофмана.
Полно, конечно на то он и фольклор но я говорю о возрастных рамках. Ни Перро ни Гриммов нет в списке рекомендуемой литературы для детей до 5 лет. Я говорю про западные списки естественно.
Помню когда я была маленькой, мама купила мне книгу венгерских сказок. Стали читать. Мрак был страшный. Закончили на том, что мачеха кому-то язык отрезала и глаза выколола. На этом моя мама не выдержала и психанув по-хорошему закинула эту книжку сказок и больше мы её не открывали. Нет, дурацких сказок не читаем.
Не, я не читаю. Мы читаем только добрые книжки, так как сын у меня чувствительный и впечатлительный) Впрочем, я бы такие страсти никому другому тоже не читала.
Вот только хотела написать пост об этом ?читала доче муху цекатуху (. ей почти 4 ) ребенок испугался когда дошли до паука что поймал связал муху и начал кровь из сердца выпивать . ой мне аж самой не по себе стало как представила ?
Корней Чуковский-это ужас. До сих пор помню «зайчик бежал по дорожке, ему перерезало ножки».
Да Чуковский это еще невинность. Там главное каким слогом читать, мы лично ржем над его стихами, и малая их хорошо запоминает. Но паук, Бармалей, и Мойдодыр конечно угрожающие персонажы, )))) но стишки быстро учатся, и чему-то хоть действительно учат, там есть какая-то мораль. А вот я щас малой стала Сивку-бурку читать, это лютый треш — отец умер и наказал сыновьям на его могилу ходить, там он из могилы поднимался и тд. Да мне блин самой такое читать страшно, я в шоке просто от таких сказочек!
Ну и что тут такого? Да, перерезало ножки зайцу, но главное то, что вот он доктор его вылечил, ножки «починил».
Мне кажется, что некоторые современные родители в порыве желания оградить своего ребенка от всего плохого, бросаются в другую крайность. В результате получается, что мы сидим на облаках в розовых очках и глядим на танцующих вокруг розовых пони.
100%
Нечего перегибать палку
Русские народные сказки это бред полнейший. Они абсолютно не предназначены для детей, особенно для билингвов. Я набрала в русской библиотеке русских народных сказок, через слово перевожу ей старославянские слова, можно до конца жизни отбить у ребенка любовь к чтению сказок, если там что ни слово, то древний век, что ни эпизод, так какие то ужасы. Сама я в детстве любила русские сказки, но малая у меня немка, я ей психику травмировать не хочу.
Немке травмировать? А братьев Гримм читали?
@Татьяна Ну Короля Дроздоборода и Белоснежку она любит ))) Больше всего ей нравятся диснеевские варианты сказок, вот такие и покупаю. Книги к мультам Ваяна, Анна и Эльза, Рапунцель, Золушка и тд. Сама обожаю Дисней!
Ну что же вы так все русские народные сказки в один котёл и в топку?
Чем вам, например, Колобок с Теремком, или та же «Царевна Лягушка» не угодили?
Или «Репка»? Или «Маша и медведь»?
Да вот лягушку стала читать, опять слог старославянский, дочка пяти лет ни фига не понимает о чем я читаю. Это мы еще до кощея не дошли даже, как дойдем то начнут ей кошмары снится, а зачем оно ей? Максимум Три Поросенка для щекотания нервов 🙂 Волк — это наш предел! И то на грани, она его тоже боится, вообще нормально и не почитаешь ничего
Какой в Лягушке старославянский слог, о чем вы?
@Lana я вам зафотаю завтра страницу )))) там невозможно…
Ilona Vera
Буду ждать. 🙂
Я как раз Царевну Лягушку своему 4-летнему американскому сыну сегодня читала. 🙂
Из непонятных ему слов только «жена», «снохи» и «черная изба». Ну и «Христов день» мы ещё не проходили. 🙂
Весь слог древний в нашей книге. Просто я беру в библиотеке Толстого в Мюнхене, это самая большая частная библиотека в Европе, там книги такие можно сказать редкие, необычные, написанные замысловатым слогом. Я конечно такое люблю, я гуманитарий, но я поняла что для дочки приходится все своими словами упрощать. Иначе это получится урок русского языка , а не сказка на ночь. Возможно в каком-то новом издании слог попроще, не знаю. Но пришлю ))
@Ilona, Вы какую-то не ту книгу взяли, возьмите полностью на русском языке. Полно добрых русских сказок на хорошем русском языке без ужасов, как, например, немецкие сказки Гофмана — страшные!
@Ilona Хаха, я в той же библиотеке брала. Пошли мальчик с девочкой в лес по ягоды, он набрал целое лукошко, а она проспала. Проснулась, увидела это, достала нож и… зарезала братика. Потрясло и меня, и дочку до глубины души 🙂
Когда моей старшей было три года, царевна лягушка была ее любимой книжкой. Она и играла в неё постоянно, и требовала перечитывать очень много раз. Девочка — англо-русский билингв. Вы, мне кажется, не совсем знаете, что такое старославянской слог ?
Нет, не читаю.
Сказки очень сильно влияют на психику деток. Я даже сказала бы, что больше чем мультики. Потому как передаются они через уста от мамы к ребенку, самому близкому человеку. Которому ребенок доверяет. Спасибо Вам за пост. Я думаю, над этими вещами стоит задуматься. Мы с Вами осуществляем важную миссию. Растим будущее поколение. Пусть оно будет без злости, насилия, пусть оно будет добрым, сказочным, позновательным!
Помню, что моими любимыми сказками и книгами были такие как » Гадкий утенок» » Девочка со спичками» » Без семьи». Эти сказки наилучшим оразом влияли на мою психологию, потому, как отражали реальность. И стоит задуматься почему моему ребенку нравится именно эта сказка? Что она отражает в его реальности, это на самом деле больше чем мы думаем. А мамочек рекомендую к прочтению » Бегущая с волками» сказки. В который каждая из нас найдет свой сюжет
Я тоже обожаю Без Семьи , Девочку сл спичками и Гадкого Утёнка по сей день . Мне 40 лет , но так же как в 4 года не могла дослушать Девочку со спичками без слез , так же и сейчас начинаю рыдать доходя до » … бабушка которая одна на всем свете любила Ее » …
Тем не менее Русские сказки тоже всегда любила . Да , они ни столь глубоки . Все равно , фольклор , окошко в культуру и так далее . Русские Народные сказки не повлияли на меня плохо .
Бабушка… одна. Видемо есть между нами что то общее. Я просто говорила о том, что сказки, раскрывают нам намного больше, чем кажется.
На мой взгляд, нельзя запрещать ребенку испытывать злость, как и любые другие чувства. Важно помочь ему определить, что именно он чувствует, назвать это чувство. Я важную миссию не осуществляю. Я хочу, чтобы мои дети были счастливы и понимали сами себя, как минимум
Девочка со списками — это круто, Вы смелая!
Да ? По моему каждому необходимо прочитать . И поплакать .
Я читаю . Это Русский Народный стиль , определённо культура .
Я вот собиралась писать об этом 🙂 у сына глаза на лоб лезут когда читаем. Больше не буду. Бред
я знаю людей, которые переиначивают сказки, включая колобка, чтобы не травмировать ребенка. по-моему, травма настигнет позже, когда он узнает что было на самом деле. я не вижу ничего кошмарно-ужасного в сказках и читаю их как есть. в конце концов, они без расчлененки и прочих ужасов. тот же гарри поттер в плане ужасов не подарок, но наезжают на сказки. бывают, конечно, дети чувствительные сами по себе, но тогда не только сказки проблема обычно. а бывает, когда родителями наведенное на ровном месте.
Ты читала Крысь? Там чудная реакция на колобок у взрослого)))
Неа, даже не слышала
А про ховрочку ковору разделать и просто чем в саду закопать….чем не расчлененка…?
Kolobka pereinachivat’ — eto,konechno,peregib.No ya brytalnie skazki svoemy 2-letnemy siny nemnogo vidoizmenay.Ny ,zachem emy znat’,chto koza s kozlatami ne ostanovilas na tom, chto kamni volky v zhivot zashila, a esche i dolzhna bila obazatelno v vody stolknyt’,chtob yzh navernaka ytonyl,i pri etom plasat’ i radovat’sa. Zlo,konechno,dolzhno bit’ nakazano, no dobivat’-to zachem ssadistskim sposobom?A pro izmenenie kontsovki:ystnie (bez opredelennogo avtora) skazki,ved’, kak i mifi, kogda s godami iz ysta v ysta peredavalis, vsegda nemnogo vidoizmenalis rasskazchikom,obrastali novimi detalami i proch.Chto v etom yzhasnogo?Yazik zhe zhivoi, kultura tozhe ne statichna.Skazka adaptiryetsa.Razve eto tak yzh ploho?
я на ходу переделываю)
A y mena sin inogda lybit sam novyiu koncovky pridymivat’ ili mena i myzha v skazky vpisivat’ 🙂
Зачем переделывать? Зачем слова изменять? Нам же эти сказки в оригинале читали и с психикой всё нормально и слог знаем! Я своему билингву читаю как есть.
Мне читали такое лет в семь- восемь. В 4-5 рановато мне кажется ))
Эти сказки и есть проговаривание страхов,защита от них. Они нужны
Да, заказала книжки с озон, и теперь думаю лучше б половину не заказывала, не могу такое ребёнку читать.
В озон в комментариях например про Русских Боготырей люди жалуются и книги выбрасывают; пишут что некоторые былины, сказания были переведены на современный русский язык с изменениями, и в некоторых книгах богатыри выставлены просто как аморальные хулиганы. Вообщем не надо слепо доверяться всему и все таки как то фильтровать.
Но ведь они, по сути, и были аморальными хулиганами, если смотреть с нашей точки зрения, из 21 века. Да и европейские сказания — песнь о Нибелунгах, к примеру, тот еще криминал 🙂
Я думаю, что детям нужны страшилки с определенного возраста (по моему опыту, это начинается в 3-4 года). Таким образом они отыгрывают свои страхи. Я никогда не заменяла никакие слова в сказках, считаю, что это вредно. Наоборот, это повод обсудить такие вещи как болезни, смерть, жестокость.
Пыталась читать, но старшая дочка их на дух не переносит)) еще вначале как то шли курочки-рябы и колобок, а дальше — вообще торба)). Отказалась от них. С мультами та же проблема, советские не переносит вообще.
очень фильтрую сказки, книжки, мультики. Книги которые детям не стоит в руки брать — стоят на самой высокой полке у меня в серванте. Детские книги в детской, все очень красивые , яркие, добрые. К нам случайно одна книга попала «русалочьи сказки», я извиняюсь, но хочется грубо выругаться. Там такая красивая обложка, но первая же сказка «русалка» меня шокирует жестокостью, вначале кошака дет убивает, потом русалка деда загрызает. Вообще доня чувствуя это, не захотела чтоб я дочитывала, собственно я ее про себе дочитала. Мне кажется такое можно давать читать, потом, на пижамных вечеринках, чтоб читали другу девчонки под одеялом в преверье хеллоина.
Катя, я бы взяла почитать эти русалочьи в изложении Толстого. Я интересуюсь сказками.
давай дам
@Ольга какие проблемы?!:) когда? куда нести ?
После Пасхи свяжусь! Может, в гости ко мне заедете?
с удовольствием :))
Я эти сказки Толстого перечитывала много лет подряд, но начиная лет с 10, когда нашла их в собрании сочинений, помню, том 8. Отличные сказки!
Я совсем недавно узнала, что русалки не имеет ничего общего с рыбами и прав был Пушкин, посадив русалку на дерево. 😉
Ага, я тоже в шоке была. А помнится только доброе
Я пыталась читать их ребенку, сама сидела в шоке, но читала. Но ребенку не нравиться, он просит меня остановиться и дает книгу английских писателей переведенные на русский. Нам 3, и уже с года она их не любит.
А вообще конечно да , книги странноватые. Стихи где мама оставила сына на улице и пошла в магазин , и вернулась когда было темно. Или когда детей закрыли дома одних, и они разгромили дом, и боялись что их за это побьют ??♀️ Как то не идут нам они ?
Господи, раз в месяц вот точно возникает эта тема ((
Мы всё сами читали, выросли нормально, и вдруг — грянул гром, глаза у нас открылись, какое всё ужасное, давайте деточек побережём! У меня был целый пост с хорошими ссылками, кидаю здесь:
«На личной страничке обсуждала с друзьями страшные народные сказки. Подтянулись специалисты. В процессе разговора выяснили —
1.Сказки придумывали не для детей, их по вечерам рассказывали взрослые друг другу, чтобы время скоротать, а дети так — прибились ))
2. Страшные сказки нужны. Другой вопрос, что есть чувствительные дети, и мама должна включать интуицию и понимать, что годится для ее ребенка, а что ещё рано.
И вот ниже я собрала для вас интересные ссылки по теме:
О страшном в детской книге http://www.papmambook.ru/articles/733/
О страшном в детской книге 2 — что же делать взрослым, испытывающим внутреннее сопротивление при чтение «такого»? http://www.papmambook.ru/articles/740/
Прекрасное эссе Гилберта Честертона «Радостный ангел» http://www.chesterton.ru/essays/0024.html
«… Если вы отнимете у ребенка гномов и людоедов, он создаст их сам. Он выдумает в темноте больше ужасов, чем Сведенборг; он сотворит огромных черных чудищ и даст им страшные имена, которых не услышишь и в бреду безумца. (…) Сказки не повинны в детских страхах; не они внушили ребенку мысль о зле или уродстве — эта мысль живет в нем, ибо зло и уродство есть на свете. Сказка учит ребенка лишь тому, что чудище можно победить…»
«Взрослые тайны детских сказок»
Антрополог Светлана Адоньева, очень классная, и неведомый мне психолог, в передаче у профессора Капицы
http://www.culture.ru/movies/1240/vzroslie-tayni-detskih-skazok
И ещё, если интересно ))
«Русская сказка: сюжеты, герои, фабулы» Лекция Светланы Адоньевой
Ханс Дикманн в своей книге «Юнгианский анализ волшебных сказок» пишет о том, что людям свойственна «глубокая потребность повстречаться с жестокостью и ужасным в мире… Человек как природное существо содержит в себе не только благотворную сторону природы, но и ее ужасающий аспект. И на своем пути к сознательному становлению человеку необходимо встретиться со страшным, взаимодействовать с ним и его преодолеть. Образный мир сказки может послужить ему средством для этого…».
Группа в ФБ https://www.facebook.com/vlabirinteskazok/
И большой пост о сказках https://www.babyblog.ru/community/post/kids_books/3161905
+1000
??
Спасибо за полезный экскурс. Но у меня вопрос вот все равно остается к п.1… если взрослые выдумыали для взрослых, почему ж морали так мало? 🙂
Спасибо!!!!
У меня тоже вопрос — если сказки придумывали для взрослых, то логично было бы установить возрастные рамки для прочтения детям. Мы же не читаем им журнал плейбой в два года. Возможно что сказки не подходят для дошкольников? мы читаем кстати упорно но сыну интереснее читать английские книги. Вот я нигде не встречала именно сказок в рекомендуемой на западе литературе для детей до 5 лет.
@Nadiya Надь, ну вот взрослые — взрослым — всё время всё такое «моральное» рассказывают? )) Хорошо, вот вам моральный вариант сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», казачий вариант, неадаптированный… Здесь аудио, послушайте (без детей!)
http://www.staroeradio.ru/audio/14374
@Nadiya и ещё про мораль ))
«Когда содержание сказки легко переводится на язык морали, это уже не сказка, а басня…» (Марина Аромштам, ПапМамБук)
http://www.papmambook.ru/articles/535/
Спасибо, @Olesya, я посмотрю Ваши ссылки.
Полностью согласна с Olesya Ozery
Brava
Страшные сказки нужны. Судите по своим детям в какой дозе их давать.
Мы не читаем, они мрачные и жестокие. Есть много других хороших добрых книг.
К нам недавно приехал чудесный сборник сказок — будем пытаться читать. Но пока я тоже в недоумении от русских сказок — и даже не столько из-за жестокости, сколько от непонятной морали. Все еще пытаюсь дать им шанс 🙂
Да я про Емелю сказку прочитала и офигела. Ничему хорошему она не учит. Надо освежать в памяти прежде чем читать, имхо. Потому что местами мораль действительно весьма сомнительная.
А если Емелю сделать девицей, то становится особенно хорошо видно, какие у нас гендерные стандарты разные по отношению к мужчинам и женщинам. Потому что с женщиной очевидно что поведение ужасающее.
Она учит тому что надо слезть с печи/ поднять свою ж# и будет вам счастье 🙂
Вообще ̶п̶р̶о̶с̶т̶о̶ ̶в̶ ̶ш̶о̶к̶е̶ не понимаю нынешнего поветрия — рассматривать детские тексты со своей взрослой колокольни, через свои психо-травмы и страхи, горе от ума несколько… Сказки страшные, Чуковский агрессивный, потом начинаем отсеивать грустные книжки, ах, детка расстроится ((
Если автор действительно талантлив (или, в случае народных сказок, сказка прошла через века) — у него есть дар писать о чём угодно так, что ребёнку это не навредит, а только вдохновит и откроет новые горизонты воображения. Хороший детский автор интуитивно знает о детях в чём-то даже больше, чем родители.
Необходимо также помнить, что мы уже в совершенно другом мире живем. И то, что не менялось веками — меняется за десятилетия.
@Yuliya человек не меняется, ни за века, ни за десятилетия
@Olesya Человек — слишком сложное явление, чтобы так легко делать такие выводы. Что-то не меняется, что-то — меняется. Культурная среда, мировоззрение, понимание добра и зла, себя в этом мире, вся мифология — меняется.
@Olesya, ну я с Вами согласна глобально… относительно страшных и грустных. Но вот к нам приехала новая книжка и одной из первых сказок — Маша и Медведи. Читаем: прибежала в лесной домик чей-то, похлебала из всех тарелок, помяла все постели и убежала, когда поняла чей дом. Ну и что? Может, мне не хватает воображения, чтобы приукрасить этот сказ для ребенка, но у меня есть ощущение, что другие книги у нас как-то интереснее, чем русские сказки. Опять же, мы только начали читать сборник 🙂 может, я еще изменю свое мнение. Очень хочется почитать еще сказки других народов — может там будет что-то более изощренное.
@Nadiya Надя, у меня ощущение, что в вашем детстве этой сказки не было… Зачем приукрашивать, эта сказка уже невероятно хороша своим потрясающим ритмом — большое, среднее, маленькое — на разных предметах… Сказка ритмична и музыкальна, это настоящее рондо )))
Можно читать и другие, никто ж не заставляет обязательно сказки. Мне кажется, чем разнообразнее чтение, тем лучше. ))
Читать надо то, что нравится родителю.
@Olesya, наверное была 🙂 но мое детство было давно 🙂 и как заметили выше, похоже, нужно освежать 🙂
@Irina да, но практически всем в детстве нравилась, скажем, Муха-Цокотуха, а сейчас вдруг перестала нравиться, потому что взрослые напридумывали себе идей. Комар «жестокий и агрессивный». Золушка — «неправильная модель поведения женщины в обществе». Буквально позавчера было обсуждение в одной детско-книжной группе, там мама искала для дочки книжки, где роль героини была бы исключительно активной — никаких там Золушек, Русалочек — это вредно для девочки, «… которая ДОЛЖНА расти в мире где девочки не ждут принцев а сами покоряют мир!» В конце я написала, что подобные эмансипешные идеи имеет некоторый смысл — но это БЫТОВУХА, и не имеет никакого отношения к литературе. Девушка ответила, что ей не интересна литература как художество, а интересно только то, как она влиет на мировозрение ребенка на уровне той самой бытовухи.
И имхо — это самое печальное (( Это тенденция.
Идеи это не всегда плохо. Ждать принцев действительно не очень хорошая идея, но не причина совсем уж сказки не читать. Любое произведение, это шанс поговорить с ребенком.
@Olesya вот я тоже в шоке. Попалось мне то обсуждение, подумала, случайно. Теперь дубль два еще и здесь. Читаю и диву даюсь и не знаю, то ли плакать, то ли смеяться. Несколько раз принималась писать своё мнение, но чувствую, что это глубоко бесполезно. Действительно, поветрие какое-то жуткое. Вот это меня больше пугает, чем все страшные сказки вместе взятые, потому что это-то в отличие от сказки — суровая реальность. Остается надеяться, что всё-таки оно, это поветрие, пройдет в скором времени.
@Aliona многие знания — многие печали ))
@Olesya да уж…Особенно, когда уже до «Пушкина с котом» добрались, то я поняла, что это уже не печаль, а пИчалище!…Увы…
@Olesya ну как же человек не меняется, посмотрите хотя бы на последние 100 лет развития человечества- эгоцентризм как яркий тому пример
Дети этого не понимают, если что…Помню, даже в универе нам препод говорил о том, что прочитайте теперь во взрослом возрасте сказки и оцените)
А Колобка вообще все съесть хотели. Бедные наши деточки, прочтёшь им такое и вырастут маньяки. Вот мы все это в детстве прочли и посмотрите, что с нами стало! У меня до сих пор мигрень, оттого и в Гонконге оказалась. Теперь, из вредности, читаю сказки эти внучкам. Пусть тоже мучаются.
Нет, не надо читать русские народные сказки. Лучше смотреть teletabbies, убогие мультики про говорящий сыр и играть с утра до вечера на айпаде. Маньяки вырастут если бабушка с мигренью читает из вредности.
А мне наша сказка про Курочку Рябу нравится)) бессмысленная на самом деле же! Сами били, не разбили, мышка им помогла, а они ревут. Вот о чем это? Обидно что не ты разбил, а мышь?)))
«Давайте возьмем для примера хрестоматийную «Курочку Рябу». Различные ее версии – предмет для интереснейших филологических изысканий. В той форме, в которой она известна нам, а именно в обработке Ушинского, эта сказка представляется абсолютным абсурдом и происходит в ней совершеннейшая бессмыслица. Если курочка Ряба снесла удивительное яичко, зачем было по нему изо всех сил колотить? Что хотели от яичка? Золотые скорлупки? Тогда почему так горько рыдали, когда это желание вдруг исполнилось?…»
http://www.papmambook.ru/articles/373/
«…Потом, когда я уже работала в Фонде Ролана Быкова и пересказывала для детей былины и русские народные сказки, я нашла много вариантов «Курочки Рябы». И поняла, что там все намного интереснее. Что старики не просто яйцо разбили, а что таким образом из яйца появился мир. Но в детстве важно было не это, а бабу с дедом накормить! И пожалеть…»
http://www.papmambook.ru/articles/1149/
Спасибо. Интересно!
@Olesya,kakaya interesnaya statiya!Zabavno, mi «emotional intelligence» (po Daniely Golemany) v instituteizuchali v privazke k HR (horoshiy lider-rabotnik ymeet emotsiyami ypravlat’).P.S.: Zabavno, no chitaya kyrochky-raby, mi s moei mamoi vot imenno tak,kak v statie napisano, izobrazhali, kak baba i ded plachyt! 🙂 A sin esche i podklychaetsa i tozhe izobrazhaet, kogda skazky pereskazivaet 🙂
Сказки-это всего лишь часть народного фольклора. Это жанр, если хотите. Не пытайтесь видеть мораль в них. А дети сказки воспринимают только лишь из-за интереса к сюжету
А я сегодня Дюймовочку читала уже который раз дочери. Но только сегодня подумала, почему же птичка девочку к матери не отнесла, а унесла ее в далекие страны и та замуж вышла за короля эльфов. И бедная мама Дюймовочки не знает, что же стало с ее дочкой… А дочка живет счастливо…
Некоторые дети тоже иногда задают подобные вопросы своим родителям о сказках…
Читаем адаптированные
Ya tozhe obratila vnimanie na brytalnost mnogih skazok.Vot volk i semero kozlat: koza ne tolko volky zhivot rasporola i kamni http://zashila.net/, ona na etom ne ostanovilas!Ei i ee detkam ponadobilos ybedit’sa, chto on tonet s etimi kamnami, a kogda on tonyl, oni esche i peli,plasali i radovalis.Y mena yazik ne povorachivaetsa chitat’ takoe, ya koncovky sama inache pridymivay
А я своим рассказывала как мне мама. Концовка просто что волк напоролся на козьи рога, живот вспоролся и оттуда выбежали здоровые козлятки. И они с мамой стали радоваться что живы и веселиться.
Я не читаю . Тоже не нравится : съел , убил, зарезал . Только позитив и со смыслом .
Проблема в нас—родителях—потерявших уверенность в себе и наших детях и живущих в постоянном страхе. Почему? Да из-за нестабильности нашего окружения, которое все больше держится не на человеческих отношениях, а на примитивности денежных отношений. Очень советую прочесть «Польза от волшебства: Смысл и значение сказок» Бруно Беттелгейма ( https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B7%D0%B0_%D0%BE%D1%82_%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%88%D0%B5%D0%B1%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0 ). На английском «The Uses of Enchantment: The Meaning and Importance of Fairy Tales» ( https://en.wikipedia.org/wiki/The_Uses_of_Enchantment ).
Девочки, но ведь нам то всем эти сказки читали?! И все ок. Может больше доверять нашим детям что они разберутся? И может детки которые боятся- им особенно надо пережить все эти страхи по нарошку?
Если ребенок сильно боится, я ему это читать не буду прежде чем убедиться что страх прошел.
«страхи по нарошку» — в этом именно и суть того, что в развернутом виде вы найдете в «Польза от Волшебства». И если ребенок не хочет слушать или сам читать. то, конечно, не нужно его заставлять.
Ни фига , мне уже с 4 лет такие мрачные кошмары снились, что я в 33 помню их. Это плохо, детям нельзя ни читать ни смотреть вещи со страшными персонажами и сюжетами. Есть миллионы нормальных сказок, историй. Моя уже отказывается читать красавицу и чудовище и аленький цветочек, говорит что она боится чудища, и чтоб он ей вдруг не приснился.
https://www.facebook.com/victor.alekhin/posts/10210941253759197