Принципы воспитания от Екатерины II

Юлия Корж
Мама и педагог. Интересуюсь вопросами воспитания и развития детей.
Мама и педагог. Интересуюсь вопросами воспитания и развития детей.

Взгляды на воспитание детей императрицы Екатерины II в корне отличались от того, что было принято в российском обществе в XVIII веке, да и в царской семье. Примечательно, что со своим сыном Павлом у нее не было возможности проводить свою воспитательную линию. Его воспитанием занялась бабушка Елизавета Петровна и многочисленные няньки. В результате будущий император Павел боялся матери, имел слабое здоровье и “негодную душу”, как утверждала Екатерина II.

Сама Екатерина II, став бабушкой, решила, что со внуками она не должна ошибиться, и написала не много ни мало, а целый трактат “Наставление по воспитанию внуков”. В отличие от ситуации с сыном, где она могла только наблюдать со стороны, тут она дала подробные инструкции, как одевать, закалять, лечить и учить маленьких Александра и Константина.

Из инструкции по воспитанию внуков, написанной Екатериной II

“Никаких перин — только закаливание. Едой не пичкать, за столом кормить ровно столько, сколько требует организм, а в качестве перекуса между приемами пищи — давать только черный хлеб. Зато игр — сколько угодно, ведь детские игры не суть игры, но прилежнейшее упражнение детей”.

Принципы воспитания Екатерины II были поистине революционны, а читать их интересно и в наши дни.

В 1784 г. Екатерина II составила подробную инструкцию по воспитанию своих внуков для князя Николая Ивановича Салтыкова — официального воспитателя Александра и Константина.

Ее собственный сын, будущий император Павел I воспитывался по старинке — его кутали в меха и перекармливали, а потакающие всем его прихотям мамушки и старухи, по словам императрицы, “причинили ему несравненно больше физического и нравственного зла, нежели добра…”

Сама Екатерина не могла вмешиваться в воспитание маленького сына, ей оставалось только наблюдать и терпеть. Когда же, после дворцового переворота 1762 года, она стала полновластной императрицей, характер Павла был уже безнадежно испорчен.

“У сына моего плохое здоровье и негодная душа, то последствия дурного воспитания. С внуками моими будет иначе!”— изрекла Екатерина.

В талантливом педагогическом трактате “Наставление о воспитании…” изложены принципы воспитания здоровой личности — строгость, умеренность, разумные ограничения в сочетании с естественностью и свободой.

Судя по этому документу, обстановка, которая окружала Александра и его брата, более походила на быт просвещенных европейских семей, чем на быт домостроевской России. Кое с какими рекомендациями императрицы современные психологи бы поспорили (“…когда упадут или ударятся обо что, немного то уважать, и слезы запрещать”), но большая часть инструкции выглядит и сегодня современно и более чем разумно.

Интересно, что императрица не ограничилась составлением инструкции — она также отобрала 126 русских пословиц и написала две назидательные сказки.

Вот несколько интересных выдержек из “Наставлений” Екатерины: 

  1. Не запрещать им играть, сколько хотят.
  2. Дав детям в игре совершенную свободу, скорее узнать можно нравы и склонности их.
  3. Детей не должно унимать или выговоры им чинить ради их детской забавы и игры, или детских малых неисправностей, и за все то, что само время и рассудок исправят.
  4. Детские игры не суть игры, но прилежнейшее упражнение детей.
  5. Приставникам с терпением слушать надлежит детские речи и разговоры детей, разговаривая с воспитанниками дружелюбно и рассуждая с ними, о чем дело идет, дабы дети повадились к рассуждению.
  6. Ложь и обман запрещать надлежит как детям самим, так и окружающим их, даже в шутках не употреблять, но отвращать их от лжи.
  7. Отдалить от глаз и ушей их высочеств все худые и порочные примеры. Чтоб никто при детях не говорил грубых, непристойных и бранных слов, и не сердился.
  8. Выговоры чинить детям наедине и всегда с степенным видом и голосом; а хвалить, когда того достойны, при свидетелях.
  9. Буде единожды приставники детям отказали в чем, то чтоб криком и плачем не могли выпросить.
  10. К учению не принуждать детей и за учение не бранить. Буде учатся хорошо с охотою, тогда похвалить.
  11. Надлежит поощрять в детях любопытство, и для того вопросы детей выслушивать должно терпеливо, на вопросы их ответствовать с точностию.
  12. Не столько учить детей, колико им нужно дать охоту, желание и любовь к знанию, дабы сами искали умножить свое знание.
  13. Языкам не иначе учить, как разговаривая с ними на тех языках.
  14. Запрещается принуждать детей твердить много наизусть. Сие памяти не подкрепляет.
  15. Страхом научить нельзя; ибо в душу, страхом занятую, не более вложить можно учения, как на дрожащей бумаге написать.
  16. Буде желательно детей отвадить от игры, то на то верный способ есть – принуждать их несколько часов сряду ежедневно играть тою игрушкою.

Источник: Екатерина II, Наставление о воспитании великих князей Александра и Константина: 13 марта 1784 года: собрание русского императорского исторического общества. – Т. 10. – С. 310-330.

По материалам: izbrannoe.com

Смотрите также:
Мнение многодетной мамы о том, какими должны быть советы по воспитанию
Малыши до трех лет и мультфильмы: основные советы для родителей
10 советов от Людмилы Петрановский, как организовать детский отдых без родителей



Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: