Почему в уроках музыки или танцах нет никакой особой пользы для ребенка

Юлия Корж
Мама и педагог. Интересуюсь вопросами воспитания и развития детей.
Мама и педагог. Интересуюсь вопросами воспитания и развития детей.

О музыкальных и танцевальных кружках родители задумываются в первую очередь, когда думают, куда отдать бы ребенка для общего развития. Мы уверены, что эти уроки принесут ребенку пользу и пригодятся ему во взрослой жизни. Они воспитают хороший вкус, настойчивость и прочие полезные навыки и привычки.

Статья, которую я предлагаю вам прочитать, несколько разрушает родительские иллюзии. Марк Опенгеймер из журнала New Republic на примере своей дочери размышляет, почему польза от музыки и танцев сильно переоценена. Большинство людей, которые в детстве посвятили этому большое количество времени, во взрослом возрасте практически ничего не помнят из того, что они когда-то учили. Кроме того, эти занятия могут стать сильной перегрузкой для ребенка.

Хотя не все так однозначно, все же мы все знаем, что далеко не все из нас в детстве были в восторге от занятий музыкой, а танцы бросали после нескольких занятий. Поэтому самое главное – чтобы ребенок сам был увлечен своими дополнительными уроками и хобби. А что именно это будет – не так уж и важно.

Почему не нужно заставлять детей ходить в музыкальную школу и на танцы

Наша дочь Ребекка учится во втором классе и ходит на три дополнительных занятия каждую неделю. В понедельник — скрипка, в среду — иврит, в четверг — балет. Одно из этих занятий связывает ее с религиозной традицией, которая насчитывает три тысячи лет. Два других довольно-таки бессмысленны.

И я не хочу сказать, что это плохо. Большая часть наших активностей не несет какого-то особенного смысла — они просто нам нравятся. К примеру, моя привычка ежегодно пересматривать «Под кайфом и в смятении» (фильм Ричарда Линклейтера, 1993. — Прим. ред.) абсолютно бессмысленна. Но хобби тем и хороши, что они просто приносят удовольствие. Ребекке нравится заниматься скрипкой и балетом в нью-хейвенской музыкальной школе. Ей нравится школа, учителя, и она гордится, когда у нее что-то получается. Как по мне, этого достаточно.

Не все родители со мной согласятся. Есть те, кто не устает говорить о том, как полезны уроки музыки и танцев.

Почему уроки музыки и танцев до сих пор так популярны

Я много спрашивал об этом своих знакомых родителей. О танце они говорят, что он «учит уравновешенности» или «воспитывает грацию». О скрипке или фортепиано — что это «дает им полезные навыки на всю жизнь» и «развивает музыкальный вкус».

Не нужно обладать сильно развитым умом, чтобы заметить слабые стороны этих утверждений. Я не сомневаюсь, что знакомого с танцем человека можно определить по некоторым «сигнальным» движениям: привычке стоять в первой позиции или элегантности в прыжке во время игры в фрисби. И возможно, один или два лучших студента балетного класса на самом деле будут казаться более изящными, чем другие.

Большинство школьников, которые несколько лет по часу в неделю проводили в балетном классе, ничем не выделяются среди сверстников.

Если вы не верите мне, то, пожалуйста, посетите среднюю школу и попробуйте, наблюдая за детьми на обеде, определить, кто из них занимался балетом.

Что касается музыкальных навыков «на всю жизнь», я предлагаю более простой тест. Зайдите в фейсбук и попросите откликнуться тех друзей, которые в детстве пять или более лет посвятили игре на каком-либо музыкальном инструменте. Затем спросите их, когда они в последний раз брали его в руки.

Я попробовал провести такой опрос на недавнем обеде с друзьями. Из десяти взрослых людей я оказался единственным, кто не ходил в музыкальную школу в детстве. И все они признались, что забросили музыку вскоре после школы. Что бы это ни было — скрипка, фортепиано, саксофон — все осталось пылиться на чердаке в родительском доме или было выставлено на продажу.

Эти люди слушают совсем не ту музыку, которой их учили. Занятия по виолончели не сделали их фанатами Баха. И что-то я не видел, чтобы в учебниках по скрипке были ноты песен Muse.

Откуда взялась традиция учить детей музыке

Традиция обучать детей музыке и танцам сложилась исторически — для этого были свои причины. Если мы рассмотрим эти причины внимательно, то поймем, что продолжаем навязывать своим детям занятия, которые давно перестали быть актуальными.

До XX века музыка звучала в доме, только если кто-то из членов семьи умел играть или петь. Тогда игра на скрипке, фортепиано, даже на мандолине действительно имела смысл. А до урбанизации и развития транспорта большинство людей не могли регулярно посещать концерты. Музыка могла стать частью повседневной жизни только в виде самодеятельности.

Но были и другие, более сложные причины: умение играть на фортепиано говорило об определенном социальном положении. Рояли ручной работы с XVIII века были обязательным элементом интерьера гостиных аристократии, но к 1850–1860 годам в Германии, США и Великобритании началось фабричное производство, и рояли стали символом статуса и для среднего класса. Помогли и изменения в финансовой сфере: появление рассрочки позволило покупать пианино и совсем небогатым людям. Цена инструмента все больше падала, и уроки музыки постепенно стали обязательным элементом воспитания любой девушки и при этом продолжали считаться символом «достойного» происхождения.

Почему уроки музыки так же полезны, как занятия настольным футболом

В уроках музыки нет ничего плохого. Изучение музыки или танца в течение долгого времени развивает целеустремленность и воспитывает уверенность в себе. Но ровно то же самое можно сказать о длительном изучении чего угодно.

Нет никакого особого достоинства в умении играть на скрипке, если только у вас нет особого дара

В противном случае те же самые ценные уроки вы получите и от занятий карате, и от игры в бадминтон. И даже от бесконечных часов, проведенных за игрой в настольный футбол.

Понятно, что если бы совсем никто не изучал балет и скрипку, у нас бы не было профессиональных оркестров и балетных коллективов. Это было бы большой потерей. Но такие виды искусства должны преподаваться самым нетерпеливым и одаренным студентам, настойчивым и постоянным в своем увлечении.

Я не говорю, что школьники должны прекратить ходить на дополнительные занятия (хотя иногда, когда я вижу, как перегружены некоторые дети, это именно то, что я хочу сказать). Нам просто нужно записывать их на те кружки, которые будут иметь для них больше смысла, учитывая, что это 2016 год, а не 1860-й. И что нам уже не нужна дочь, играющая на скрипке, чтобы подтвердить свой статус. Я понимаю, что хоть мне и нравится концерт для скрипки с оркестром Мендельсона, Ребекке было бы лучше научиться играть Lumineers «Ho Hey» на гитаре. По крайней мере, это поможет ей стать популярной в летнем лагере.

Если уж выбирать инструмент — то лучше гитару

Мы все согласимся с тем, что для детей (а также их родителей) полезно пробовать новые виды деятельности, и что есть польза в освоении сложных дисциплин. Так, может быть, попробовать что-то кроме классической музыки? Возвышенность искусства связана, в конце концов, с его ненадобностью.

Больше всего я хочу, чтобы мои дети нашли для себя занятия, полезные или не очень, которые пригодятся им во взрослой жизни

Как насчет ремонта автомобилей или шитья? А если все же выбирать инструмент, я, повторюсь, скорее предложил бы гитару. Моих знакомых взрослых, которые учились играть на гитаре, до сих пор можно упросить исполнить пару песен.

Моя дочь Ребекка тем временем продолжает заниматься балетом и скрипкой. Периодически мы спрашиваем ее, не хочет ли она бросить, и она всегда говорит, что нет. Нам кажется, это хорошо. Если она найдет в этом свое призвание, будет здорово. Но если однажды вечером в свой обычный час для тренировок она решит, что с нее хватит, может быть, я предложу ей гитару. Или просто спрошу: вдруг она хочет посидеть со мной на диване и посмотреть «Под кайфом и в смятении»?

Автор: Марк Опенгеймер

По материалам: www.mel.fm

Смотрите также:
Музыкальная терапия для деток
Им всего по 9 лет, а они уже круче многих взрослых музыкантов
Делаем музыкальные инструменты из подручныхвещей



Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: