Платим за подписку на Telegram каналы

Почему ребенок не хочет быть самостоятельным



Самостоятельность ребенка — тема, которая вызывает у родителей множество вопросов. С одной стороны, родители хотят вырастить независимую личность, а с другой — постоянно испытывают страх за ребенка и любыми способами пытаются ограничивать его свободу.

При этом мы совсем не стремимся вырастить неуверенного человека, который все время будет перекладывать ответственность на других. Поэтому часто не знаем, как быть с ребенком, который вроде бы уже научился что-то делать, но просит помощи взрослого и требует его участия. Обычно родители сообщают ему, что он уже не маленький и должен делать это сам. Но упреки не очень помогают и ребенок отказывается быть самостоятельным.

Почему так происходит и как относиться к этому родителям, рассказывает Юлия Варлакова.

Можно ли научить ребенка быть самостоятельным?

Очень часто такой вопрос возникает на совершенно разных уровнях. Должен ли ребенок в 4 года сам одеваться и почему он этого не делает, даже если умеет? Ведь уже самостоятельный! Почему ребенок не может сделать какое-то действие, если физически оно ему подвластно? Почему он не бежит играть с другими детьми, а хочет быть рядом с мамой? Почему он сам не ест, а просит его покормить? И много-много самых разных почему. Должен ли ребенок совершать различные действия сам, если он уже умеет их делать?

Что такое независимость и самостоятельность? Это состояние, когда ребенок готов функционировать отдельно не только физически, умея себя обслуживать в базовых жизненных потребностях, но и морально, психологически: когда он умеет управлять своими эмоциями и чувствами, берет на себя ответственность за свои поступки, ощущает и понимает свои потребности.

Самостоятельность — это длительный процесс становления, которому нельзя научить.

Независимость — это то качество, которое формируется постепенно в благоприятной для этого среде.

Если мы подталкиваем ребенка к независимости слишком рано, когда он еще не созрел до этого состояния сам, то эффект получается обратным. У ребенка появляется чувство ненадежности, тревожности, повышается желание всеми силами вернуть назад незримую веревочку, которая связывает его с тем взрослым, к которому он привязан.

Почему так получается? Для ребенка тот факт, что он родился у мамы и папы и они — его родители, не является однозначным подтверждением того, что он нужен, любим, что его принимают и поддерживают. Эти ощущения формируются из отношений и действий, взаимодействия ребенка со взрослым. И это не только великие дела и поступки. Это то, что случается каждый день, когда мы просыпаемся, едим, одеваемся, смеемся, общаемся.



То, что для взрослого может казаться незначительной мелочью, например, «надевай джинсы сам, ты же уже умеешь!», для ребенка может интерпретироваться как угроза надежным отношениям с родителям.

Ребенок просит помощи не только тогда, когда не умеет что-то делать, но и тогда, когда ему необходимо убедиться, что в отношениях все в порядке.

Чтобы ребенок САМ начал стремиться к независимости, первое, что нужно сделать, — это удовлетворить всего его потребности в зависимости. Чем больше заботы получает ребенок от взрослого, тем быстрее происходит процесс взросления и движения к истинной, настоящей независимости. Ребенку очень нужна возможность быть зависимым столько, сколько ему нужно для осознания себя как отдельной личности.

Для примера можно провести аналогию со взрослыми отношениями. Когда у нас хорошие, доверительные, надежные отношения с партнером по жизни, когда мы в нем уверены, у нас нет потребности постоянно переживать о том, что отношения могут развалиться. Мы не обременены постоянными заботами и страхом, как удержать своего партнера, и мыслями, что со мной что-то не так, и поэтому меня оставят, потому что партнер сам показывает серьезность его отношения к нам ежедневно во всех бытовых делах и в любом взаимодействии, которое происходит между нами. Заботится, говорит о своих чувствах, стремится помочь, даже если мы умеем что-то сами. Он дает нам заботу и от этого нам спокойно. Мы тратим свои силы на приятные занятия и наслаждаемся жизнью, строим планы, дерзаем, пробуем новое.

Но стоит нам оказаться в отношениях, в которых нет уверенности, как львиная доля всей жизненной силы уходит на то, чтобы убедиться, любят ли еще меня, нужен ли еще я? У нас повышается тревожность и появляется беспокойство. Испытывая страх за отношения, мы уже не можем с такой легкостью заниматься чем-то и реализовывать себя в мире.

То же самое происходит и с ребенком. Если он свободен от переживаний и от необходимости удовлетворять свой «голод» в привязанности и зависимости, он спокойно будет идти своим путем к настоящей независимости.

Самый простой способ утолить такой «голод» зависимости — откликаться на просьбы ребенка и оказывать ему помощь там, где мы имеем для этого возможности, не опираясь при этом на мысль о необходимости быстрее подвести ребенка к самостоятельности.

Автор: Варлакова Юлия

По материалам: www.alpha-parenting.ru

Была ли эта информация полезной?
ДаНет

Смотрите также: Я не помогаю им натягивать колготки, или Зачем ребенку необходима самостоятельность Как научить малыша надевать куртку самостоятельно Как самостоятельно сделать анализ рисунка ребенка