Почему не стоит паниковать, если ребенок рисует только каракули

Юлия Корж
Мама и педагог. Интересуюсь вопросами воспитания и развития детей.
Мама и педагог. Интересуюсь вопросами воспитания и развития детей.

Детские психологи часто используют рисунки детей для диагностики. Родители тоже всматриваются в творчество сына или дочери, пытаясь найти ответ на вечно волнующий вопрос: “А правильно ли ребенок развивается? Что его беспокоит?”. Существуют простые схемы, по которым родитель может расшифровать детский рисунок.



Однако все же специалисты не советуют родителям увлекаться поиском скрытых мотивов. Хотя детское рисование наполнено глубоким смыслом для самого ребенка и отображает его внутренний мир, выбор линий, цвета, форм еще не говорит о том, что у него есть психологические проблемы. Издание The Atlantic рассказывает, почему не стоит переживать за детские каракули, рисование монстров или черный цвет в рисунках.

Ребенок рисует только каракули? Не переживайте, это нормально, в них тоже есть смысл

 

В XX веке психологи были уверены: если дети рисуют человека в виде головастика с ручками, ножками и без туловища — это от неправильного понимания устройства человеческого тела. Нарисованы абстрактные каракули? Значит, ребенок плохо представляет то, что хотел изобразить. Или просто не знает, как рисовать даже простые предметы.

Сегодня все больше психологов уверены в другом: «нереалистичные» рисунки нельзя считать примитивными или неправильными. В какой-то момент дети действительно уходят в реализм. Но до школы они думают по-другому. Например, в левом углу могут нарисовать дом, а над ним — дорогу. Это не значит, что они не понимают, как дом и дорога выглядят в реальности. Им важнее найти визуальный баланс. И впечатлить зрителей, конечно.



Есть взаимосвязь и с культурой ребенка. Например, японские дети рисуют людей с головой в виде сердечка и большими глазами. По мнению экспертов, это все из-за комиксов манга. Профессор искусств Университета Конкордия в Монреале Дэвид Паризер рассказывает об исследовании австралийского антрополога Чарльза Маунтфорда (1930 год). Мальчик, австралийский абориген, рос среди европейцев и рисовал знакомые ему вещи: дома и поезда. А когда вернулся к своим, к аборигенам, стал рисовать принятые в своей культуре символы: круги и квадраты. «Да, кажется, это упрощение формы. Но на самом деле ребенок мог вдохновиться тем, что его окружает. Или представлением взрослых о том, что такое красивый рисунок. В одной культуре — это реализм, в другой — абстракция», — объясняет Паризер.

У детских рисунков своя логика

Детские рисунки часто сравнивают с абстрактной живописью. В самом деле, многие художники-абстракционисты, например, американец Роберт Мазервелл или немец Пауль Клее, вдохновлялись детскими рисунками. А тем родителям, которые в музеях говорят: «Мой ребёнок может нарисовать так же», полезно знать, что зачастую это неслучайно. Художники пытаются воссоздать свойственную детям свободу мышления через простые формы. «Дети не ограничены рамками видимых предметов. Они могут рисовать даже свои эмоции и звуки», — говорит Паризер.

Ребенку важен не конечный результат, то есть рисунок, а сам процесс: он может прожить несколько минут в нарисованном мире (а через несколько минут полностью о нем забыть). К тому же это важный телесный опыт.

«Даже простые каракули наполнены смыслом. Когда ребенок, кажется, просто водит карандашом по странице, он делает это, чтобы почувствовать движение руки. Он самовыражается через действие, а не через изображение, — объясняет Элен Виннер, профессор психологии Бостонского колледжа. — Ребенок может рисовать грузовик так: провести линию через страницу, издавая звуки мотора. Да, это не очень-то напоминает грузовик. Но если понаблюдать, как ребенок рисует и издает звуки, можно увидеть, что он пытается действиями выразить эмоции, которые вызывает у него грузовик. Процесс рисования сливается с игрой».

Лиана Альвез, дошкольный педагог из школы Вашингтона, рассказала про своего ученика, который нарисовал просто прямую линию. Когда ребенок начал объяснять свой рисунок, оказалось, что линия — это один из матрасов из сказки «Принцесса на горошине», которую они читали в классе.



Морин Ингрем, учитель той же школы, говорит, что ее ученики каждый раз по-разному описывают одни и те же свои рисунки, когда их спрашивают. Возможно потому, что, начиная рисовать, они не знают точно, что получится в итоге. «Взрослый говорит: “Я буду рисовать лошадь” — и рисует. Или разочаровывается, если не получается. Подход детей гораздо разумнее: они просто рисуют и затем представляют, что это лошадь», — считает Ингрем.

Детское рисование — это не искусство ради искусства, а процесс, в котором раскрывается внутренний мир ребенка. Нельзя раскрыть смысл рисунка, просто попросив ребенка рассказать о нем. Некоторые исследователи считают, что дети придумывают названия рисункам только потому, что привыкли так делать в детском саду или школе. Учитель просить рассказать, что нарисовано, а потом подписывает его: «Аня М., 5 лет».

 В странных и жутких рисунках — ничего странного и жуткого

«Тщательно анализировать детские рисунки и искать скрытые мотивы — бессмысленно», — говорит психолог Элен Виннер. Некоторые родители очень переживают, когда их ребенок рисует детей и взрослых одного размера. Им кажется, что он чувствует себя беспомощным и хочет почувствовать себя таким же могущественным, как взрослые. Но причина тут скорее в том, что ребенок просто не научился разграничивать размеры. И ему проще рисовать всех одинаковыми. То же самое с цветами. Психологи считали, что по цветам в детских рисунках можно судить о характере детей. До тех пор, пока в одном исследовании не выяснилось, что дети просто используют цвета в том порядке, в котором лежат карандаши: слева направо или наоборот. Важно помнить, что у детских рисунков своя логика. И нет, дети не сумасшедшие.

Перевод: Михаил Абрамов

По материалам: www.mel.fm



Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: