Отличный метод распределения ограничений и запретов в жизни ребенка. 4 зоны от Ю. Б. Гиппенрейтер

Ольга Крамаревич
Детский психолог, любящая мама и жена. Работаю с детьми и семьями с детьми индивидуально и в группах. Люблю детей, а они меня. В свободное время занимаюсь рукоделием и спортом. Являюсь соавтором сайта для родителей и детских психологов
Детский психолог, любящая мама и жена. Работаю с детьми и семьями с детьми индивидуально и в группах. Люблю детей, а они меня. В свободное время занимаюсь рукоделием и спортом. Являюсь соавтором сайта для родителей и детских психологов... показать

4 зоны Гиппенрейтер

Очень хороший способ урегулировать систему правил для ребенка, который предлагает Юлия Гиппенрейтер в своей книге «Общаться с ребенком – Как?». Этот метод поможет найти золотую середину между излишней строгостью и попустительством.

Делим все поле, регламентирующее поведение ребенка, на четыре зоны. Обозначаем их цветом: зеленая, желтая, оранжевая, красная.

Зеленая зона

В зеленую помещаем все, что ребенку разрешается по его собственному усмотрению или желанию. Например, в какие игрушки играть, когда сесть за уроки, в какой кружок записаться, с кем дружить…

Желтая зона

Относительная свобода находится в желтой зоне. Ребенку разрешается действовать по собственному выбору, но в пределах определенных границ и при условии соблюдения некоторых правил. Например, можно сесть за уроки, когда хочешь, но закончить работу к восьми вечера. Можно гулять в своем дворе, но дальше не уходить.

Эта зона важна, т.к. именно здесь ребенок приучается к внутренней дисциплине по механизму извне – внутрь. Родитель на первых порах помогает ребенку сдерживать непосредственные импульсы, быть осмотрительным и учиться контролировать себя как раз с помощью норм и правил, которые установлены в семье. Постепенно, привыкая к этим правилам, ребенок следует им без особого напряжения. Однако это происходит, только если вокруг правил не было постоянных конфликтов.

Поэтому бесконфликтное принятие ребенком требований и ограничений должно быть предметом особенной вашей заботы. Постарайтесь в каждом случае спокойно (но коротко!) объяснить, чем вызвано ваше требование. При этом обязательно подчеркните, что именно остается ребенку для его свободного выбора. Когда дети чувствуют уважение к их чувству свободы и самостоятельности, они легче принимают родительские ограничения.

Оранжевая зона

В оранжевой зоне находятся такие действия ребенка, которые взрослые не приветствуют, но ввиду особых обстоятельств сейчас допускают.

Мы знаем, что исключения только подтверждают правила; не стоит бояться подобных исключений, если они действительно редки и оправданны. Зато дети бывают очень благодарны родителям за готовность пойти навстречу их особенной просьбе. Тогда они даже больше готовы соблюдать правила в обычных ситуациях.

Красная зона

В красной зоне находятся действия ребенка, неприемлемые ни при каких обстоятельствах. Это наши категорические “нельзя”, из которых нами не делается исключений.

Нельзя бить, щипать или кусать маму, играть с огнем, ломать вещи, обижать маленьких… Список этот «взрослеет» вместе с ребенком и подводит его к серьезным моральным нормам и социальным запретам.
Итак, все зоны, вместе взятые, говорят нам, что правило правилу рознь, и что вполне возможно найти “золотую середину” между готовностью понимать – и быть твердым, между гибкостью – и непреклонностью в процессе воспитания дисциплины.

Из книги “Общаться с ребенком. Как?”

Смотрите также:
Как справиться с истерикой ребенка. Пример из книги Ю. Б. Гиппенрейтер
Юлия Гиппенрейтер о детях и гаджетах
Отрывок из книги Ю. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?». До глубины души

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: