Журнал

Огромнейшея подборка игр с малышами до 2 лет

подборка игр с малышами



Это самая большая подборка различных развивающих игр, занятий и упражнений для малышей в возрасте до 2-х лет.

Ролевые игры

  • Положить куклу, мишку спать (качаем, поем колыбельную).
  • Покормить, умыть куклу.
  • Шофер — отвезти игрушку на машинке-грузовичке.
  • Игра с посудкой, в кухню (примерно с 2-х лет).
  • Стираем и развешиваем белье.
  • Изображать других животных (ходить как мишка, прыгать и квакать как лягушка и т.п.).
  • Магазин — покупать игрушки, расплачиваться фантиками.
  • Больница — лечить кукол или маму.

Развитие мышления

  • «Собери только» (учиться выбрать из разбросанных предметов только определенные — по заданию мамы. Например, сложи в коробочку только шишки, только красные предметы и т.п.).
  • Сортировать предметы по форме, по размеру, по цвету.
  • Собирать простейшие пазлы или картинки, разрезанные на части (в полтора года это будут пазлы из двух деталей, более сложные формы средний ребенок обычно учиться складывать самостоятельно после двух лет).
  • Собери из частей — игры из мягких конструкторов (ковролин, фетр) или бумажных шаблонов, играя с которыми, ребенок учится складывать простейшие фигурки — домик, грибочек и т.п. из 2-3 деталей (самодельные конструкторы подойдут намного лучше, так как у мамы возникает возможность сделать конструктор, исходя из индивидуальных особенностей ребенка).
  • Игры с рамками-вкладышами и их бумажными аналогами.
  • Ближе к двум годам — собирание пирамидки из кубиков разного размера.
  • Сложи стаканчики, построй башню из стаканчиков.
  • Задание на усложненную классификацию по типу «найди большой желтый кружок», «найди маленький синий квадрат» (такие задания больше подойдут детям ближе к двум годам, при условии, что ребенок уже хорошо различает предметы по форме и цвету и освоил простейшую сортировку).
  • Игры со всевозможными сортерами.

Развитие внимания



  • Игра в «Найди пару» — с носочками, варежками, карточками (лото).
  • Игра «Что в этой комнате?» — по заданию мамы искать, «что в этой комнате красное, твердое, мягкое и т.п.».
  • Игра «Где в этой комнате»? — найти, где в этой комнате белый медвежонок, любимая кукла и т.п.
  • «Найди по звуку» — мама прячет в комнате играющую музыкальную игрушку — малыш должен найти ее по звуку.
  • «Найди маму» — игра в прятки (мама прячется так, чтобы найти ее было очень легко, иногда подсказывает, зовя малыша к себе).
  • «Найди похожий узор» — разновидность игры «найди пару» — найти предметы (платочки, варежки, шапочки) с одинаковым узором (обычно для этого используют нарисованные или распечатанные пособия).

Лексические темы

  • Посуда.
  • Рыбы.
  • Растительность (деревья, кусты, трава, цветы, листья).
  • Машины.
  • Грибы.
  • Мой дом (кухня, ванная, туалет, прихожая, гостиная, спальня, детская, шкафы).
  • Город (улицы, дома, дворики, проезжая часть, общественный транспорт, парки).
  • Овощи, фрукты.
  • Продукты, еда.
  • Животные домашние.
  • Животные дикие.
  • Одежда.
  • Мебель.
  • Птицы.
  • Части тела, части лица.
  • Насекомые (муравей, пчелка и т.п.).
  • Явления природы

Творчество

  • Рисование: восковыми мелками, красками, фломастерами (лучше брать на водной основе (“washable”) — они хорошо отстирываются). Карандашами в этом возрасте деткам рисовать как правило трудновато — нужно делать усилие, чтобы оставить след на бумаге, кроме того, они быстро ломаются.
  • Учить пользоваться красками — мыть кисточку после каждого цвета, смачивать кисточку в воде.
  • Рисование пальчиками.


  • Рисование губкой (полосочками и штампиками, вырезанными из губки для мыться посуды, для рисования губкой используется гуашь или пальчиковые краски).
  • Рисование силуэтов: из листа бумаги делается трафарет — внутри листа вырезается простой силуэт — например, елочка, домик, грибочек. Трафарет накладывается на чистый лист бумаги, малыш разукрашивает окошко трафарета (силуэты елочки, грибочков и т.п.). В конце работы трафарет удаляется и на нижнем листе бумаги остается симпатичное детское творчество.
  • В игровой форме начинать учиться рисовать линии (вертикальные, горизонтальные), ближе к 2 годам — кружки. Важно — навыки рисования линий и кругов в этом возрасте очень индивидуальные, кто-то учится этому позже, кто-то раньше, обязательно нужно учитывать интерес и способности малыша.
  • Ближе к двум годам можно начинать осваивать раскрашивание (тоже очень индивидуально, все-таки большая часть детей успешно осваивает это умение где-то после двух). Учиться раскрашивать лучше красками. Такая техника намного легче для ребенка. Можно начинать обучение, раскрашивая вырезанные из бумаги силуэты рыб, грибочков и т.п.
  • Лепка из пластилина, теста — учить отщипывать комочки, прикреплять их к бумаге (выполнять композиции «покорми курочку зернышками, сделай собачке котлетку” и т.п.), делать колбаски, лепешечки, прятать в пластилин/тесто предметы и находить их, резать тесто ножичком, раскатывать скалочкой, оставлять на тесте отпечатки, вырезать фигурки специальными формочками (похожими на формочки для печенья). В описанных навыках лепки все также индивидуально — что-то ребенок легко усвоит в 1,5 года, что-то «придет» уже после двух — у всех по-разному.
  • Аппликация из бумаги (различной фактуры), аппликация из рваной бумаги, аппликация из «скомканной» бумаги.
  • Аппликация крупой.
  • Аппликация на тесте (на тесто выкладывают различные предметы (фасоль, мозаику, желуди и т.п и вдавливают в тесто – получаются интересные орнаменты).
  • Поделки, сочетающие в себе различные техники (лепка и моделирование, аппликация и лепка и т.п.).

Развитие речи и артикуляции



  • Продолжать учиться звукоподражанию, учить, как говорят животные (ква-ква, бум-бум и т.п.) — если малыш еще плохо говорит. Если развитие речи в норме — продолжать осваивать те звукоподражания, которые еще не освоили — тренировать речевой аппарат (учиться произносить сложные звуки в простых звукосочетаниях).
  • Учимся дуть (выдуваем мыльные пузыри, задуваем свечки, сдуваем ватные шарики и т.п.) — навык индивидуальный, у многих он развивается уже после двух лет.
    Выполнять пальчиковую гимнастику, развивать моторику.
  • «Мама-радио» – стараемся много говорить с ребенком, сопровождать обсуждением большинство действий и дел (давай надевать шапочку, штанишки, сейчас будем кушать, смотри, какой цветочек и т.п.). Стараемся говорить с ребенком медленно и четко (чем медленнее и четче в обычной жизни говорит мама, тем легче, быстрей и правильней начинает говорить ребенок. Представьте себе учительницу китайского, которая бубнит себе под нос со скоростью 300 слов в минуту – как быстро вы заговорите на китайском?).
  • Читать книги.
  • Если ребенок говорит достаточное количество слов — совместно рассказывать стихи (мама начинает — «наша Таня громко…» ребенок продолжает — «плачет!») — обычно это возможно осуществить в среднем к двум годам (у всех индивидуально).
  • По возможности побуждать ребенка к речи и звукоподражаниям (скажи “дай!”, “скажи, что это”, “скажи, как мяукает кошечка”, и т.п.).
  • Обыгрывать различные ситуации с игрушками, в процессе которых ребенок будет говорить простые слова и звукоподражания (“давай покачаем куклу, спой ей “а-а”, “побибикай машинкой – “би-би”, “попроси у мишки чашку, скажи, “дай, мишка!” и т.п.).

Развитие музыкального слуха, чувства ритма

  • Логоритмика — танцы под музыку (например Железновых).
  • Игра на детских музыкальных инструментах (в том числе самодельных).
  • Знакомимся с понятиями «громко, тихо» (играем на ложках, барабане громко-тихо).
  • Знакомимся с понятиями «быстрая, медленная музыка».
  • «Прислушайся! (Прислушиваемся к разным звукам, как капает вода из крана, чирикают птицы, шумят деревья, едет машина и т.п.).
    Знакомимся с понятиями «шум, тишина».
  • Прослушивание классической музыки фоном.
  • Активное слушание классической музыки, обсуждение («вот это быстрая и веселая музыка, она рассказывает нам, как быстрые птички летают по небу, мы вот так быстро и весело танцуем под нее. А вот грустная, спокойная музыка, это кошечка скучает — мы вот так медленно танцуем под нее» — ребенок вслушивается в музыку, интуитивно начинает понимать, что у каждой музыки свой характер и особенности).
  • Просить ребенка выполнять просьбы шепотом (развивает слух — “принеси куклу, дай мячик”).

Развитие сенсорики



  • Игра с разными материалами — кусочками ткани разной фактуры, клубочками, щеткой и т.п.
  • Аппликация из материалов разных фактур (гофрированной, бархатной, наждачной бумаги, ваты, ткани и т.п.).
  • Ощупывание различных предметов дома (диван мягкий, пол твердый, чашка с чаем теплая, кефир из холодильника холодный, кошечка пушистая, щетка колючая и т.п.).
  • Ощупывание природных материалов на улице — кора деревьев шершавая, вода мокрая, листик гладкий, стебель тысячелистника, одуванчик, верба – пушистые, железная скамейка твердая и холодная и т.п.).
  • Играть в игру «найди пару» с кусочками ткани.

Гимнастика и развитие координации

  • «Пройди по комнате, не задевая предметов» — передвижение по комнате, загроможденной различными препятствиями.
  • Учиться ходить по дорожке (из книжек, ленточек и т.п.).
  • Перешагивать препятствия (высоко поднимая ноги).
  • Катать мячики, машинки.
  • Бросать мячики.
  • Учиться прыгать на месте (можно учиться прыгать на фитболе или батуте).
  • Бить по мячу ногой.
  • Ползать по лабиринту (покупному или самодельному — из стульев и т.п.).
  • Лазать: на детской площадке (горки, стеночки и т.п.) и дома: на спорткомплексе, на диван — с дивана, забираться на стул и т.п.
  • Учиться переносить различные предметы на подносе.
  • На улице — побольше ходить (но не заставлять ребенка ходить, если он не хочет). Если ребенок отказывается идти — значит устал или не может! К трем годам малыш окрепнет и сам с удовольствием будет топать на значительные расстояния (проверено миллионами мам трехлетних детей ), если торопить события и «заставлять» ребенка ходить — это может негативно сказаться на развитии суставов и костей.
  • Ходить по наклонным поверхностям — в горку, с горки, по пандусу, по лестнице.
  • Толкать тележку, игрушечную коляску.
  • Тянуть за собой предметы на веревочке.
  • Играть с мамой в догонялки.
  • Игры на фитболе по возрасту.
  • Простая зарядка по возрасту, сопровождающаяся потешками.
  • Ходьба по массажным коврикам и массирующим поверхностям (камушкам, каштанам, песку, траве и т.п.).
  • Учиться водить с мамой хоровод (ближе к 2 годам).


  • Висеть на кольцах, перекладинах, ходить на руках.
  • Учиться катать машинку через “тоннель”.
  • Играть в разные способы ходьбы (как мишка, широко расставив руки и ноги; как зайчик, подпрыгивая; как лошадка, поднимая ноги; как солдат, маршируя).
  • Ловить выпущенные мамой мыльные пузыри и прокалывать их.

Развивающие упражнения в быту
Выполнять, исходя из способностей ребенка, значительную роль играет интерес малыша, если неинтересно – ребенок может отказаться выполнять задания).

  • Учиться есть ложкой (у всех индивидуально, упор делаем на слово «учиться» — т.е. важен процесс, а не результат, не нужно форсировать события. Очень хорошо помогает освоить еду с помощью ложки — игра «пересыпь крупу ложкой из мисочки в чашечку»).
  • Пить из трубочки, из чашки.
  • Учиться соблюдать чистоту во время еды (концентрироваться на процессе, а не на результате, показывать, что пролитое нужно вытереть, рассыпанное собрать, что лучше не проливать на одежду и т.п. Не ругать за неопрятность, но учить опрятности.)
  • Учиться вытирать со стола.
  • Учиться собирать губкой воду и отжимать губку.
  • Переносить легкие, но крупногабаритные предметы (“помоги поставить тазик на место”).
  • Поливать цветы (лучше всего из леечки летом на улице — не страшно облиться и залить все кругом).
  • Помогать маме развесить белье (подать одежду, повесить одежду и прикрепить прищепкой).
  • Помогать маме готовить кашу — насыпать крупу в кастрюлю, с помощью мамы открывать кран (клапан) и мыть крупу, наливать воду в кашу.
  • Снимать шапку, варежки (некоторым по силам снять носки и штаны).
  • Помогать маме разбирать сумки после магазина (учить названия продуктов, запоминать места, где они лежат, класть их вместе с мамой на место).

Социальные навыки
Все указанные ниже рекомендации очень индивидуальны, главный критерий обучения социальным навыкам в этом возрасте — большинство действий должны совершаться легко, а если есть затруднения, значит конкретно для вашего малыша еще не пришло время осваивать такие навыки.

  • Здороваться и прощаться (ручкой или голосом).
  • Жалеть (совершать действия по просьбе мамы — гладить. По-настоящему сопереживать чужому горю ребенок научится позже).
  • Делиться и меняться (не настаивать и не заставлять. Просто учить, показывать собственным примером). Не давить на ребенка, если он не хочет отдавать игрушку — уважать его право играть своими игрушками.
  • Помогать маме (для мамы это будет шуточная помощь, для ребенка — настоящая) — вешать белье, приносить предметы и т.п.
Была ли эта информация полезной?
ДаНет

Смотрите также: 13 интересных игр с обычной пирамидкой 10 идей для игры на асфальте