Это самая большая подборка различных развивающих игр, занятий и упражнений для малышей в возрасте до 2-х лет.
Ролевые игры
- Положить куклу, мишку спать (качаем, поем колыбельную).
- Покормить, умыть куклу.
- Шофер — отвезти игрушку на машинке-грузовичке.
- Игра с посудкой, в кухню (примерно с 2-х лет).
- Стираем и развешиваем белье.
- Изображать других животных (ходить как мишка, прыгать и квакать как лягушка и т.п.).
- Магазин — покупать игрушки, расплачиваться фантиками.
- Больница — лечить кукол или маму.
Развитие мышления
- «Собери только» (учиться выбрать из разбросанных предметов только определенные — по заданию мамы. Например, сложи в коробочку только шишки, только красные предметы и т.п.).
- Сортировать предметы по форме, по размеру, по цвету.
- Собирать простейшие пазлы или картинки, разрезанные на части (в полтора года это будут пазлы из двух деталей, более сложные формы средний ребенок обычно учиться складывать самостоятельно после двух лет).
- Собери из частей — игры из мягких конструкторов (ковролин, фетр) или бумажных шаблонов, играя с которыми, ребенок учится складывать простейшие фигурки — домик, грибочек и т.п. из 2-3 деталей (самодельные конструкторы подойдут намного лучше, так как у мамы возникает возможность сделать конструктор, исходя из индивидуальных особенностей ребенка).
- Игры с рамками-вкладышами и их бумажными аналогами.
- Ближе к двум годам — собирание пирамидки из кубиков разного размера.
- Сложи стаканчики, построй башню из стаканчиков.
- Задание на усложненную классификацию по типу «найди большой желтый кружок», «найди маленький синий квадрат» (такие задания больше подойдут детям ближе к двум годам, при условии, что ребенок уже хорошо различает предметы по форме и цвету и освоил простейшую сортировку).
- Игры со всевозможными сортерами.
Развитие внимания
- Игра в «Найди пару» — с носочками, варежками, карточками (лото).
- Игра «Что в этой комнате?» — по заданию мамы искать, «что в этой комнате красное, твердое, мягкое и т.п.».
- Игра «Где в этой комнате»? — найти, где в этой комнате белый медвежонок, любимая кукла и т.п.
- «Найди по звуку» — мама прячет в комнате играющую музыкальную игрушку — малыш должен найти ее по звуку.
- «Найди маму» — игра в прятки (мама прячется так, чтобы найти ее было очень легко, иногда подсказывает, зовя малыша к себе).
- «Найди похожий узор» — разновидность игры «найди пару» — найти предметы (платочки, варежки, шапочки) с одинаковым узором (обычно для этого используют нарисованные или распечатанные пособия).
Лексические темы
- Посуда.
- Рыбы.
- Растительность (деревья, кусты, трава, цветы, листья).
- Машины.
- Грибы.
- Мой дом (кухня, ванная, туалет, прихожая, гостиная, спальня, детская, шкафы).
- Город (улицы, дома, дворики, проезжая часть, общественный транспорт, парки).
- Овощи, фрукты.
- Продукты, еда.
- Животные домашние.
- Животные дикие.
- Одежда.
- Мебель.
- Птицы.
- Части тела, части лица.
- Насекомые (муравей, пчелка и т.п.).
- Явления природы
Творчество
- Рисование: восковыми мелками, красками, фломастерами (лучше брать на водной основе (“washable”) — они хорошо отстирываются). Карандашами в этом возрасте деткам рисовать как правило трудновато — нужно делать усилие, чтобы оставить след на бумаге, кроме того, они быстро ломаются.
- Учить пользоваться красками — мыть кисточку после каждого цвета, смачивать кисточку в воде.
- Рисование пальчиками.
- Рисование губкой (полосочками и штампиками, вырезанными из губки для мыться посуды, для рисования губкой используется гуашь или пальчиковые краски).
- Рисование силуэтов: из листа бумаги делается трафарет — внутри листа вырезается простой силуэт — например, елочка, домик, грибочек. Трафарет накладывается на чистый лист бумаги, малыш разукрашивает окошко трафарета (силуэты елочки, грибочков и т.п.). В конце работы трафарет удаляется и на нижнем листе бумаги остается симпатичное детское творчество.
- В игровой форме начинать учиться рисовать линии (вертикальные, горизонтальные), ближе к 2 годам — кружки. Важно — навыки рисования линий и кругов в этом возрасте очень индивидуальные, кто-то учится этому позже, кто-то раньше, обязательно нужно учитывать интерес и способности малыша.
- Ближе к двум годам можно начинать осваивать раскрашивание (тоже очень индивидуально, все-таки большая часть детей успешно осваивает это умение где-то после двух). Учиться раскрашивать лучше красками. Такая техника намного легче для ребенка. Можно начинать обучение, раскрашивая вырезанные из бумаги силуэты рыб, грибочков и т.п.
- Лепка из пластилина, теста — учить отщипывать комочки, прикреплять их к бумаге (выполнять композиции «покорми курочку зернышками, сделай собачке котлетку» и т.п.), делать колбаски, лепешечки, прятать в пластилин/тесто предметы и находить их, резать тесто ножичком, раскатывать скалочкой, оставлять на тесте отпечатки, вырезать фигурки специальными формочками (похожими на формочки для печенья). В описанных навыках лепки все также индивидуально — что-то ребенок легко усвоит в 1,5 года, что-то «придет» уже после двух — у всех по-разному.
- Аппликация из бумаги (различной фактуры), аппликация из рваной бумаги, аппликация из «скомканной» бумаги.
- Аппликация крупой.
- Аппликация на тесте (на тесто выкладывают различные предметы (фасоль, мозаику, желуди и т.п и вдавливают в тесто — получаются интересные орнаменты).
- Поделки, сочетающие в себе различные техники (лепка и моделирование, аппликация и лепка и т.п.).
Развитие речи и артикуляции
- Продолжать учиться звукоподражанию, учить, как говорят животные (ква-ква, бум-бум и т.п.) — если малыш еще плохо говорит. Если развитие речи в норме — продолжать осваивать те звукоподражания, которые еще не освоили — тренировать речевой аппарат (учиться произносить сложные звуки в простых звукосочетаниях).
- Учимся дуть (выдуваем мыльные пузыри, задуваем свечки, сдуваем ватные шарики и т.п.) — навык индивидуальный, у многих он развивается уже после двух лет.
Выполнять пальчиковую гимнастику, развивать моторику. - «Мама-радио» — стараемся много говорить с ребенком, сопровождать обсуждением большинство действий и дел (давай надевать шапочку, штанишки, сейчас будем кушать, смотри, какой цветочек и т.п.). Стараемся говорить с ребенком медленно и четко (чем медленнее и четче в обычной жизни говорит мама, тем легче, быстрей и правильней начинает говорить ребенок. Представьте себе учительницу китайского, которая бубнит себе под нос со скоростью 300 слов в минуту — как быстро вы заговорите на китайском?).
- Читать книги.
- Если ребенок говорит достаточное количество слов — совместно рассказывать стихи (мама начинает — «наша Таня громко…» ребенок продолжает — «плачет!») — обычно это возможно осуществить в среднем к двум годам (у всех индивидуально).
- По возможности побуждать ребенка к речи и звукоподражаниям (скажи «дай!», «скажи, что это», «скажи, как мяукает кошечка», и т.п.).
- Обыгрывать различные ситуации с игрушками, в процессе которых ребенок будет говорить простые слова и звукоподражания («давай покачаем куклу, спой ей «а-а», «побибикай машинкой — «би-би», «попроси у мишки чашку, скажи, «дай, мишка!» и т.п.).
Развитие музыкального слуха, чувства ритма
- Логоритмика — танцы под музыку (например Железновых).
- Игра на детских музыкальных инструментах (в том числе самодельных).
- Знакомимся с понятиями «громко, тихо» (играем на ложках, барабане громко-тихо).
- Знакомимся с понятиями «быстрая, медленная музыка».
- «Прислушайся! (Прислушиваемся к разным звукам, как капает вода из крана, чирикают птицы, шумят деревья, едет машина и т.п.).
Знакомимся с понятиями «шум, тишина». - Прослушивание классической музыки фоном.
- Активное слушание классической музыки, обсуждение («вот это быстрая и веселая музыка, она рассказывает нам, как быстрые птички летают по небу, мы вот так быстро и весело танцуем под нее. А вот грустная, спокойная музыка, это кошечка скучает — мы вот так медленно танцуем под нее» — ребенок вслушивается в музыку, интуитивно начинает понимать, что у каждой музыки свой характер и особенности).
- Просить ребенка выполнять просьбы шепотом (развивает слух — «принеси куклу, дай мячик»).
Развитие сенсорики
- Игра с разными материалами — кусочками ткани разной фактуры, клубочками, щеткой и т.п.
- Аппликация из материалов разных фактур (гофрированной, бархатной, наждачной бумаги, ваты, ткани и т.п.).
- Ощупывание различных предметов дома (диван мягкий, пол твердый, чашка с чаем теплая, кефир из холодильника холодный, кошечка пушистая, щетка колючая и т.п.).
- Ощупывание природных материалов на улице — кора деревьев шершавая, вода мокрая, листик гладкий, стебель тысячелистника, одуванчик, верба – пушистые, железная скамейка твердая и холодная и т.п.).
- Играть в игру «найди пару» с кусочками ткани.
Гимнастика и развитие координации
- «Пройди по комнате, не задевая предметов» — передвижение по комнате, загроможденной различными препятствиями.
- Учиться ходить по дорожке (из книжек, ленточек и т.п.).
- Перешагивать препятствия (высоко поднимая ноги).
- Катать мячики, машинки.
- Бросать мячики.
- Учиться прыгать на месте (можно учиться прыгать на фитболе или батуте).
- Бить по мячу ногой.
- Ползать по лабиринту (покупному или самодельному — из стульев и т.п.).
- Лазать: на детской площадке (горки, стеночки и т.п.) и дома: на спорткомплексе, на диван — с дивана, забираться на стул и т.п.
- Учиться переносить различные предметы на подносе.
- На улице — побольше ходить (но не заставлять ребенка ходить, если он не хочет). Если ребенок отказывается идти — значит устал или не может! К трем годам малыш окрепнет и сам с удовольствием будет топать на значительные расстояния (проверено миллионами мам трехлетних детей ), если торопить события и «заставлять» ребенка ходить — это может негативно сказаться на развитии суставов и костей.
- Ходить по наклонным поверхностям — в горку, с горки, по пандусу, по лестнице.
- Толкать тележку, игрушечную коляску.
- Тянуть за собой предметы на веревочке.
- Играть с мамой в догонялки.
- Игры на фитболе по возрасту.
- Простая зарядка по возрасту, сопровождающаяся потешками.
- Ходьба по массажным коврикам и массирующим поверхностям (камушкам, каштанам, песку, траве и т.п.).
- Учиться водить с мамой хоровод (ближе к 2 годам).
- Висеть на кольцах, перекладинах, ходить на руках.
- Учиться катать машинку через “тоннель”.
- Играть в разные способы ходьбы (как мишка, широко расставив руки и ноги; как зайчик, подпрыгивая; как лошадка, поднимая ноги; как солдат, маршируя).
- Ловить выпущенные мамой мыльные пузыри и прокалывать их.
Развивающие упражнения в быту
Выполнять, исходя из способностей ребенка, значительную роль играет интерес малыша, если неинтересно – ребенок может отказаться выполнять задания).
- Учиться есть ложкой (у всех индивидуально, упор делаем на слово «учиться» — т.е. важен процесс, а не результат, не нужно форсировать события. Очень хорошо помогает освоить еду с помощью ложки — игра «пересыпь крупу ложкой из мисочки в чашечку»).
- Пить из трубочки, из чашки.
- Учиться соблюдать чистоту во время еды (концентрироваться на процессе, а не на результате, показывать, что пролитое нужно вытереть, рассыпанное собрать, что лучше не проливать на одежду и т.п. Не ругать за неопрятность, но учить опрятности.)
- Учиться вытирать со стола.
- Учиться собирать губкой воду и отжимать губку.
- Переносить легкие, но крупногабаритные предметы («помоги поставить тазик на место»).
- Поливать цветы (лучше всего из леечки летом на улице — не страшно облиться и залить все кругом).
- Помогать маме развесить белье (подать одежду, повесить одежду и прикрепить прищепкой).
- Помогать маме готовить кашу — насыпать крупу в кастрюлю, с помощью мамы открывать кран (клапан) и мыть крупу, наливать воду в кашу.
- Снимать шапку, варежки (некоторым по силам снять носки и штаны).
- Помогать маме разбирать сумки после магазина (учить названия продуктов, запоминать места, где они лежат, класть их вместе с мамой на место).
Социальные навыки
Все указанные ниже рекомендации очень индивидуальны, главный критерий обучения социальным навыкам в этом возрасте — большинство действий должны совершаться легко, а если есть затруднения, значит конкретно для вашего малыша еще не пришло время осваивать такие навыки.
- Здороваться и прощаться (ручкой или голосом).
- Жалеть (совершать действия по просьбе мамы — гладить. По-настоящему сопереживать чужому горю ребенок научится позже).
- Делиться и меняться (не настаивать и не заставлять. Просто учить, показывать собственным примером). Не давить на ребенка, если он не хочет отдавать игрушку — уважать его право играть своими игрушками.
- Помогать маме (для мамы это будет шуточная помощь, для ребенка — настоящая) — вешать белье, приносить предметы и т.п.
Смотрите также: 13 интересных игр с обычной пирамидкой 10 идей для игры на асфальте