Одна из самых вредных формул в воспитании

Юлия Корж
Мама и педагог. Интересуюсь вопросами воспитания и развития детей.
Мама и педагог. Интересуюсь вопросами воспитания и развития детей.

Когда мы берем на руки своего новорожденного малыша, мы видим новую личность, еще маленькую, из которой нам предстоит вырастить хорошего человека. А еще успешного, счастливого и здорового. Мы чувствуем огромный груз ответственности за жизнь и судьбу своего ребенка.

Страх ошибиться преследует любого родителя, поэтому мы спешим вмешаться и предотвратить то, что, как мы уверены, навредит ребенку или испортит его. Родители порой видят своей целью как можно быстрее исправить “плохое” поведение или привычки ребенка, чтобы это не стало нормой для него.

Психолог Наталья Королева объясняет, почему не стоит так сильно переживать, и когда стоит занять выжидательную позицию.

Вредная формула воспитания

Ребенок родился. У новоиспеченных родителей появляется важная миссия — вырастить нового человека. Чтобы он рос здоровым, умненьким, счастливым, успешным, довольным собой и миром.

Все нормальные родители желают своим детям поменьше горестей в жизни, чтобы эта самая жизнь была в радость, чтобы их дети были окружены любовью, признанием, уважением. И именно с этими благими целями мы с самого раннего детства начинаем вкладывать в своего ребенка все «хорошее» и изменять, пресекать, корректировать все «плохое». Причем часто забываем о том, что поведение, состояние и умения малыша зависят не только от нашего вмешательства, верных или неправильных воспитательных мер, а от возрастных периодов, кризисов и внешних ситуаций в жизни ребенка.

На многих родителей оказывает магическое влияние формула: Если ребенка СРАЗУ не приучишь (не отучишь), то так и останется НАВСЕГДА.

Ребенок начал сосать палец? Срочно ищем способы, как ОТУЧИТЬ от этой привычки. А то ведь привыкнет и так и будет. В четыре года не интересуется буквами? Найдем методики раннего развития, применим, научим, а то потом будет поздно. Спит вместе с родителями? Срочно отучать! А то так и останется. В два-три года капризничает в очереди, закатывает истерику на людях? Найти способы прекратить это! А то как привыкнет!..

Забывает во втором классе про уроки? Огрызается и хамит в тринадцать?.. Продолжать можно бесконечно.

Родителям важно не перегружать себя ответственностью за подобные проявления своих детей, если это связано с возрастными особенностями. Ни один ребенок не будет делать то, что в силу возрастных задач уже неактуально. Ребенок растет, развивается и меняется в соответствии со своими циклами развития. И если не форсировать время, не пытаться сразу же прекратить непонятное, нежелательное поведение ребенка, то оно пройдет само. Потому что станет уже неактуальным. В большом количестве воспитательных интервенций родителей нет особого смысла, если речь идет о том, что ребенок пока делать не умеет в силу возраста. Или должен делать в силу особенностей кризиса, ситуации.

Очень часто нужно просто ПОДОЖДАТЬ. Не торопить время. И ребенок перейдет к тому самому «правильному» для вас поведению без ваших нервов, специальных мероприятий, волнений и усилий. Если семья переехала в другой город, умерла любимая кошка, развелись родители — нормально для ребенка потерять интерес к учебе. Силы ему сейчас нужны для того, чтобы пережить свои состояния. Возникнув, эта ситуация не останется навсегда только потому, что вы позволили ребенку СЕЙЧАС не посещать школу.

Бунты, противостояние, обзывалки трехлетки не останутся на всю жизнь как норма. Сейчас это нужно для задачи периода — обретение воли, умение выбирать, что подходит, а что нет.

Грубость, ершистость, мрачность подростка — временное явление. После того, как свергнет вас с пьедестала, отделится психологически, чтобы мочь дальше своей жизнью заниматься, — вернется и ваш подросший, адекватный, общительный ребенок.

Пытаться менять поведение ребенка, связанное с возрастными особенностями, — это как лес зимой от снега очищать. Только силы потратите зря. А весенняя оттепель сделает все то же самое за три дня. Лучшее, что мы, родители, получим в случае нашего вмешательства, желания ускорить, изменить, убрать процесс — отсутствие результата. Худший вариант — добьемся желаемого ценой невроза у ребенка, нарушенного его развития, нервной истощенности у родителя.

Конечно, для того, чтобы не «стараться» родителю там, где природа справится без него, — важно знать эти самые природные стадии развития своего ребенка, основы реагирования психики на сложные переживания, изменения в жизни.

И самое главное, держать внутри себя формулу царя Соломона: «И это пройдет». Время — невосполнимый ресурс. Давайте же будем наслаждаться своим родительством, своими детьми в каждом их возрасте, не торопя движение жизни и понимая, что есть в ее течении силы развития, нам неподвластные.

Автор: Наталья Королева

По материалам: www.b17.ru

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: