Обучать, а не поучать: 7 способов говорить с ребенком так, чтобы он нас понял

Кому из родителей не хотелось бы, чтобы дети понимали их с первого раза? Но обычно в разговорах с детьми мы упускаем, что дети мыслят иначе, чем взрослые. Поэтому общаться с детьми надо в иной форме, чем со взрослыми. Тогда многих конфликтов удастся избежать и сохранить с детьми близкие отношения. Ведь ребенок будет уверен, что мама и папа понимают и поддерживают его.

Как научиться понимать ребенка и говорить с ним на его языке, рассказывают Заряна и Нина Некрасовы в своей книге “Без опасности: от рождения до школы”.

Причины непонимания

Дети считают себя бессмертными существами (что само по себе неплохо), и ни одному ребенку как-то не верится, что именно с ним, именно с ним может произойти несчастье. Отсюда – тот самый налет легкомысленности или пофигизма, на который мы так часто натыкаемся, особенно когда беседуем с подростками.

Дети вообще устроены иначе, чем взрослые. И из-за этой «инакости» они действительно часто не понимают нас. Или понимают, но совсем не так, и видят совсем не то, что мы имели в виду. Было у вас такое: скажешь дочке или сыну «Убери в своей комнате», он/она трудится, убирает, и вроде старается, а в результате вы обнаруживаете все тот же хлам и мусор, только переставленные в другом порядке. С вашей точки зрения, это безобразие. С детской – полный порядок, потому что ценные (красивые!) и нужные для него/для нее вещи (хлам, по-нашему) глупо засовывать куда подальше.

То же самое происходит, когда мы о чем-то предупреждаем, или о чем-то просим, или в чем-то пытаемся убедить детей. Детское мышление конкретно и практично. До высоких абстрактных истин оно дорастает к средним, а чаще – к старшим классам. Потому общие рассуждения, как правило, не задевают их. А нотации и назидания вообще вызывают зевоту.

«Детский язык», или Как говорить, чтобы ребенок вас понял

Объясняйте наглядно и образно

Чтобы ребенок как следует запомнил что-либо, ему мало услышать. Он должен увидеть, ощутить, воспринять через органы чувств и эмоционально (к слову сказать, наше подсознание работает так же, для него родной язык – образы и чувства).

Вы можете сказать, как опасно наступать на крышку колодезного люка, и как он глубок, и какие там трубы, и… ваш ребенок тут же забудет. В его сознании этот самый люк с опасностью не свяжется, наоборот, захочется посмотреть, и потрогать, и потопать по нему ножками. Но если вы подведете своего шустрого сынишку, и покажете ему толстую крышку и этот глубокий колодец, да еще если бросите туда, в темноту, камешек, и поговорите, что будет, если туда свалится человек, и предложите понюхать, чем (фу, как противно!) оттуда пахнет (и т. д., и т. п.), – такая информация врежется в его память, и прочно там обоснуется, и в нужный момент напомнит: «Внимание, опасность!» – то есть сработает на уровне рефлекса.

Итак, хотите, чтобы ребенок вас понял, по-настоящему понял, – создайте образ и задействуйте его органы чувств. Кстати, и для больших детей образ полезнее, чем долгие речи и слова. Он прямым ходом идет в подсознание, а что туда попало – никогда не пропадет.

Играйте

Игра – лучший способ донести до ребенка нужные сведения. Причем так, чтобы они прочно закрепились в его памяти и в нужный момент «вынырнули» оттуда.

Пока ребенок маленький, все «уроки безопасности» должны проходить вот так, неназойливо, в игровой форме. Впрочем, и дети постарше усваивают важные понятия лучше, если ненавязчиво, «играючи» объяснять им. Почему? Потому что играть для детей так же естественно, как ходить и дышать.

Вам надо, чтоб ребенок крепко-накрепко запомнил: пришел домой – запри дверь и никому не открывай. Постройте вместе гараж из кубиков. «Кто здесь живет? А, синенькая машинка. Вот приехала она в гараж и забыла закрыть ворота, а тут огромный грузовик (или шустрый/вредный спортивный автомобиль) взял и ворвался… стал хулиганить, выпил весь бензин, стащил запасное колесо… и бедная машинка теперь не может кататься», и т. д., и т. п. Проигрывайте разные ситуации, показывайте (находите вместе) варианты решений, ищите выход из почти безвыходного положения… Когда играете – любые советы воспринимаются совсем иначе, без внутреннего протеста, потому что они всегда кстати, потому что вы на равных, вы партнеры, вы соучастники и друзья.

Уроки между делом

Вспомните ненавистный предмет перед экзаменом и то, как быстро и благополучно вы его забыли, как только сдали. Тут то же самое. То, что надоело и из-под палки – усваивается с трудом. (Тот самый внутренний протест виноват!)

Уроки безопасности тоже лучше всего проводить неназойливо, вызывая любопытство и желание узнать. Чем интереснее будут ваши уроки, тем больше гарантия, что ребенок усвоит их на «отлично».

Главный принцип обучения – учить так, чтоб ребенок захотел учиться.

Так что говорите четко, кратко и образно.

Покажите, как надо делать правильно

Все дети обожают лазить по деревьям. И ничего тут ужасного нет. Это и тренировка вестибулярного аппарата, и физическая сноровка. А вот объяснить, что такое сухая ветка и как она предательски может обломиться, как слазить, а не слетать с дерева, – это уже наши заботы.

Конечно, запретить легче, тем более если у вас есть печальный опыт из своего детства, каково это – падать и получать травмы, но кроме деревьев есть заборы, бревна, стройки и помойки с очень привлекательным для детворы хламом. (И если вы твердо уверены, что в «подозрительные места» ваша детка не сунется никогда и ни за что – плохо вы знаете детей.)

Коварное «нет»

Вот прямо сейчас подойдите к своему чем-нибудь занятому ребенку и скажите ему (или ей) «Не заходи на кухню…» Можете не сомневаться, что в ближайшие 15 минут ваша детка там объявится. Вы думаете, из вредности? Ничего подобного, его уши ваше «не» пропустили.

Любой запрет наша психика встречает в штыки. И чтобы послушаться и прислушаться (а тем более усвоить), приходится сделать усилие, переступить через свое собственное «не хочу – не буду».

С риторическими вопросами происходит почему-то то же самое: и детей, и даже ваше подсознание они, скорее, раздражают, потому что на них не требуется ответа. Особенно злятся подростки, когда из-под вашего вопроса выглядывает что-то ехидное и запретительное типа «Я тебе русским языком говорю: до каких пор?!..»

Что из этого следует?

  1. Старайтесь строить фразы так, чтоб обойтись без «не», «нет» и «нельзя».
  2. Избегайте риторических вопросов (особенно когда у вас плохое настроение).
  3. Будьте осторожно-тактичны со слегка ироничными намеками, это очень часто выглядит как вариант этакого изощренного подкалывания и тоже сердит, особенно подростков (они и так неуверенны в себе).
  4. А если вам все-таки приходится говорить «нет», подсластите пилюлю…

Итак, ваша речь должна быть положительна и конкретна, добра, но не иронична.

Повторяйте по-разному

Любая новая информация поступает в кратковременную память. Там она хранится примерно дня три, а потом или стирается, или переходит в память долговременную, то есть запомнится, и уже надолго.

Информация переходит в долговременную память:

  • когда информация яркая, эмоциональная;
  • когда человек повторяет ее, возвращается к ней. Этим он как будто говорит мозгу: мне пригодится, это важно, помни!

В идеале должно быть так: освоил новый материал, затем – повторять: через три дня, через неделю, через месяц. И повторение должно проходить разными способами: так интереснее и запоминательнее! Об одном и том же – по-разному.

Например, о том же опасном мухоморе вы:

  • рассказали;
  • показали (как гордо он стоит в лесу, как соблазнительно-красиво, но никто из лесных жителей его не ест, даже червяки);
  • ответили на вопросы по теме (кратко, без лекций);
  • показали в книжке, на картинке;
  • сочинили сказку;
  • поиграли в «злую колдунью, которая варила мухоморы и…»;
  • нарисовали и прокомментировали;
  • задали вопрос по подходящему случаю (когда, например, в мультике показывают грибы с красными шляпками) и т. п.
  • поговорили и обсудили – и пусть это будет диалог (особенно со старшеклассниками).

Так же – последовательно, постепенно, углубляя и возвращаясь к пройденному – надо говорить и о более сложных вещах. Ребенок растет, но правила не меняются. Они лишь дополняются и расширяются, появятся новые подпункты, новые повороты, но суть одна.

Рассказывайте сказки

Лучший способ что-то донести до ребенка – поиграть в это, проживая в игре всяческие сложные ситуации, в которые может попасть маленький человек. Или рассказать сказки, где в такие ситуации попадают милые персонажи, которых ребенок, может быть, несознательно соотносит с собой.

Авторы: Заряна и Нина Некрасовы («Без опасности: от рождения до школы»)

Смотрите также:
Что надо знать родителям о терпении
Говорить ли ребенку правду
Как говорить с детьми о сексе



Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: