О запугивании как любимом методе воспитания

Юлия Корж
Мама и педагог. Интересуюсь вопросами воспитания и развития детей.
Мама и педагог. Интересуюсь вопросами воспитания и развития детей.

Это настолько обычная практика в общении с детьми, что многие (если не большинство) считают, что нет ничего плохого в том, чтобы припугнуть ребенка. Делается это с одной-единственной целью – добиться от него желаемого, сделать его послушным и удобным нам, взрослым. К другим методам, более гуманным и здоровым с точки зрения психологии, в нашем обществе мы идем с большим трудом. Школы, больницы и садики – тому пример.

Излюбленный метод тоталитарного режима: не сделаешь, как мы велим, – узнаешь, почем пуд лиха, – особенно прочно обосновался в государственных учреждениях. Самое обидное для ребенка – когда родители встают на сторону системы и готовы также сыпать невыполнимыми угрозами по всяким пустякам. Не хочет ребенок показать тете-врачу горло? Запугать уколами и больницей! Плачет на улице? Есть страшные дядьки и Бабайки! Не выполнил домашнее задание? Будешь тряпку тягать до конца дней!

Переделать всех и сразу мы, конечно, не можем. Но вот выступить в защиту ребенка и сказать ему, что все это – ложь, можем и должны, уверена Ксения Кнорре-Дмитриева.

Невыполнимая угроза как главная педагогическая методика

Кровать в детской вечером – это главное место для самых важных разговоров, как кухня у взрослых. Именно там в процессе укладывания можно обнаружить, что с ребенком что-то не так – например, у него тревожные и озабоченные глаза.

– Что случилось?

– Ты знаешь, я сегодня встретила нашу школьную библиотекаршу. Я никак не сдам ей книжку… Но я не могу ее найти, я везде искала! (Почти плачет.) И она сказала, что если я не верну ей завтра книгу, меня не переведут в пятый клаааааасс!

И такой, знаете, ужас в глазах, как будто мир рухнул, а она в этом виновата.

В моей голове проносится целый товарный состав разноцветных эмоций и мыслей: полдня дрожала и молчала! Да пропади она пропадом, эта книжка за двести рублей! Зачем пугать ребенка, почему нельзя позвонить мне? Почему нельзя сказать: купи такую же или возмести стоимость? И что будет делать библиотекарша, если книга так и не найдется?..

Обобщая все это, я громко и непедагогично хохочу. Мне очень весело, хотя внутри меня разрывает от бешенства. Ребенок перестает хлюпать носом и смотрит с робкой надеждой.

– Врет твоя библиотекарша, – ласково говорю (не стоит так говорить об авторитетных взрослых, но я иногда лишаюсь чувства меры, когда с моими детьми делают что-то похожее). – Ты же помнишь, что есть Конституция, основной закон Российской Федерации? В ней сказано, что среднее образование у нас обязательное. Поэтому исключить тебя из-за потерянной книжки не могут. Хотя постараться ее найти надо…

И мы быстро набрасываем план мер (как искать – где искать – что делать, если не найдем – как говорить с библиотекаршей), и успокоенный ребенок ложится набок и, улыбаясь, закрывает глаза.

Я понимаю логику библиотекаря: она хочет придать значимости этой потери в глазах ребенка, но меня БЕСИТ системное воздействие на детей (и взрослых!) через ложь и угрозы, особенно принятое у нас в том, что управляется государством: медицине, образовании, культуре. Я думала, это порождение советской системы, и оно вымрет вместе с последними могиканами, но какое там! Это наше, родное, вечное!

Больница, ночь, пятилетнему ребенку надо сделать укол в плечо, он плачет от страха и прижимается ко мне, не дается. Ну поставьте вы ему мультфильм – благо у вас зачем-то висит купленная за большие деньги плазма, дайте конфету, пообещайте подарить шпатель, дайте потрогать шприц! Нет – молодая медсестра, почти в два раза меня моложе (какой там “совок”) говорит (при мне!!! то есть она по умолчанию считает, что я не буду возражать!!!) следующее:

– Если ты не дашь руку, мы отберем тебя у мамы и свяжем.

Надо было, конечно, тут же у нее поинтересоваться, не спятила ли она и не надо ли ее связать как опасную для окружающих, но главное было, конечно, успокоить дочь (которая, к счастью, кажется, даже не поняла этой реплики – может, потому что никогда не сталкивалась со связыванием людей), поэтому я ей сказала точно так же, как и в случае с библиотекарем:

– Тетя врет – никому мы тебя не отдадим и связать не позволим!

Замечу, это одна из лучших детских больниц страны, вся заваленная правильной техникой и отличными штуками типа одежды для персонала с рисунками зверюшек; уверена, в ней работают замечательные специалисты, но!..

Понятно, что Бабайка, Бабка Ежка и страшные полицейские воспитали у нас не одно поколение и что многие родители часто угрожают тем, что никогда не сделают. Понятно, что со взрослыми у других взрослых те же подходы. Понятно, что это не только в государственных учреждениях…

И все же у меня риторический вопрос: почему те, кого вообще-то учат или должны учить детской психологии и педагогике, прибегают к этим методам? Когда читатель долго не сдает книгу, это неприятное, но частое явление, должны быть стандартные способы борьбы с этим. В Штатах, например, при записи в библиотеку я оставляла данные своей банковской карточки, и после того как мы не сдали вовремя книги, с карточки начали снимать штраф – совсем крошечный, по несколько центов за книгу в день, но при пятнадцати взятых книжках очень стимулирующий, и все были довольны, включая библиотеку; правда, я не знаю, как оно в школьных библиотеках, когда ответственность за своевременную сдачу на ребенке, но, думаю, тоже как-то решают без угроз.

Когда ребенок боится укола, это усложняет работу медсестры, но это нормальная часть ее профессиональной деятельности: да, почти все дети боятся уколов. Почему они не умеют по-другому, почему им надо врать и запугивать? И насколько соразмерен далеко не всегда достигаемый результат с тем, что взрослый человек, который должен быть для ребенка авторитетом, будет уличен во вранье – или другим взрослым, или самой ситуацией?

Как же надоело бороться еще и с этим, как будто нет других поводов для борьбы.

Автор: Ксения Кнорре-Дмитриева

По материалам: snob.ru

Смотрите также:
Почему детям нравятся страшные сказки
14 советов о том, как не надо воспитывать мальчиков
Стоит ли применять метод кнута и пряника в воспитании



Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: