О том, как нечасто мы видим в детях хорошее

В нашем обществе как-то больше принято указывать другим на их недостатки. А вот чтобы заслужить похвалу – надо сделать что-то ну очень выдающееся. Как-то мы скупы на слова одобрения. К сожалению, такой подход мы переносим и на воспитание детей. Наверное, пытаемся закалить их характер тем, что при любом случае тыкаем носом в их ошибки. А то вдруг не заметят, вдруг вырастут лентяями, неучами, раздолбаями.

И в наших учебных учреждениях родители редко услышат о том, что их дети хорошие. Все больше о том, какие оценки плохие, поведение хромает, учебники не носит и так далее. Приходится мамам и папам только вздыхать и разводить руками: ну что тут поделаешь, мы же ему говорим, а он нас не слушает! Традиционное родительское собрание больше похоже на разбор полетов.

Многим родителям и педагогам проще назвать недостатки ребенка, чем найти повод его похвалить. Психолог Надежда Власова решилась изменить такой подход, рассказав родителям о том, какие замечательные у них дети. Читайте, что из этого получилось.

Родительское собрание, или Расскажите мне хорошее о своих детях

Вчера была на родительском собрании в 7 классе после тренинга, который я проводила для детей. Мы всегда выступаем перед родителями после проведенного тренинга. Обычно на таком собрании говорится, как дети себя проявили на тренинге, что нам (психологам) понравилось в их поведении и что насторожило: какие проблемы мы видим.

Перед этим собранием я сознательно решила, что буду говорить о детях только хорошее. Это было трудно. Пришлось вспомнить все занятия, и кто как себя проявлял именно с хорошей стороны. Не обо всех было легко говорить хорошее. Пара человек у меня вызвала в связи с этим затруднения. Но я решила, что «выкручусь» по ходу.

Первое, что мне захотелось сделать, выйдя перед десятком пар родительских глаз, – это сказать родителям, что у них совершенно потрясающие, замечательные, талантливые дети. Я об этом тут же и сказала. И увидела в глазах изумление. Этого они не ожидали. Потом я сказала, что прежде чем я что-то расскажу им об их детях, я хотела бы, чтобы они мне рассказали, какие хорошие у них дети. Родители замерли. Через несколько секунд одна мама начала говорить: «Я знаю, что мой Даня очень хороший!» После этого она замолчала, и, подумав немного, сказала, что не знает, что еще сказать. После паузы, медленно подбирая слова, как будто нащупывая почву под ногами, начала перечислять, что он умеет. Через каждые три-четыре слова похвалы звучало “но…”, а дальше шел рассказ о недостатках. Приходилось напоминать, что просьба была рассказать хорошее.

Оказалось, что это очень трудно родителям – говорить о своем ребенке только хорошее. Я-то ведь готовилась, а им пришлось с чистого листа:) Кстати, в тренинге я тоже просила ребят рассказать о себе все хорошее, что они могут вспомнить или придумать. И им было очень трудно , почти невозможно. Помню, что кто-то из девочек в итоге сказал, что это неприлично – говорить хорошее о себе. Что-то хорошее могут говорить о человеке только другие. А если сам человек говорит – то это нескромно. Вот одна из мам тоже сказала, что говорить только хорошее – значит баловать ребенка, учить его хвастаться. А хвастаться – нехорошо.

Но постепенно, по очереди, родители начинали свои рассказы о детях. И к каждому я старалась добавлять какие-то эпизоды детских проявлений на тренинге. Только хорошее! Не забыть. Только хорошее. Приходилось следить за каждым словом. Приходилось мысленно отсеивать из каждого эпизода проблемы и сложности и сосредотачиваться только на достижениях или проявлениях помощи, поддержки, сообразительности, тонкости восприятия и т.д.

И родители добавляли все больше и больше. Так я узнала, что один мальчик пишет рассказы в стиле Стругацких и каждый вечер читает маме новые отрывки, а другой мальчик прекрасно умеет готовить, мальчик и девочка из класса встречаются вечерами, чтобы делать уроки, и она сидит на диване, а он на полу у ее ног и читает ей из учебника истории или из «Евгения Онегина». А еще один играет на скрипке, а другой рисует географические карты. А девочка с черным лаком на ногтях и «прикидом» малолетнего вампира очень любит играть с младшими братьями и сестрами и пишет стихи. И много, много всего…

И в это момент я чувствовала, что мне повезло встретиться с самыми интересными и талантливыми мальчишками и девчонками. Что каждый из них личность и не похож на другого. И родители вдруг это увидели. И поняли, что важно это, а не 13 двоек в дневнике. И мама того, что с 13 двойками, вдруг сказала, что вчера муж, которому она с возмущением рассказывала про двойки, вдруг посадил ее напротив себя и сказал: «Просто живи!» И как она застыла, услышав эти слова, потому что поняла, что она не живет, а беспокоится за двойки, или кем будет сын, когда вырастет. И говорит сыну о счастье, а сама давно забыла, что это такое.

И остальных родителей словно тоже поразили эти слова: ПРОСТО ЖИВИ! И все вдруг засобирались домой. И я попросила их на прощание, придя домой, рассказать их детям, какие они хорошие. И уходили они с просветленными лицами.

А когда мы шли с классной руководительницей до остановки, и я сказала ей, что по поводу одной девочки у меня были затруднения, чтобы говорить о ней только хорошее, то она очень удивилась и всю дорогу рассказывала, какая замечательная эта Ира и как в ней много талантов. А потом рассказала, что для мальчика, которого «не приняли» в классе после его прихода из другой школы, другая девочка сегодня в школе сама нарисовала открытку, уговорила всех ребят класса расписаться, а потом сама вышла к доске и поздравила его от ребят всего класса с днем рождения.

А я почему-то уже второй день чувствую себя счастливой!:)

P.S. Хочу добавить, что сегодня я на группе супервизии рассказала об этом собрании, и девушка -психолог одной из школ сказала, что второй год в их школе “проводят эксперимент”. Родителям одного 10-го класса в начале прошлого учебного года решили (учительница) говорить только хорошее. А в другом классе – как обычно:) Так вот, к концу учебного года в первом из классов на родительские собрания ходили 31 человек из 33. И то только потому, что у двоих были не родители, а попечители – бабушки, и им было трудно приходить. А во втором десятом классе к концу года на собрания приходили 15% родителей учеников. Такая вот статистика.

Автор: Надежда Власова

По материалам: www.livejournal.com

Смотрите также:
Что такое хорошие дети? (Об отношениях между старшими и младшими)
Осторожно, критика, или Почему важно хвалить, а не ругать детей
11 важных советов родителям от врача-педиатра



Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: