Один из самых важных пунктов в подготовке к Новому году для родителей — это выбор подарков для детей. Эти долгожданные коробочки под елкой — то, чего ребенок ждал весь год и о чем он старательно писал в письме Деду Морозу.
Дети, конечно же, ждут подарков от самого бородатого волшебника. Они верят, что он может все и привезет им тот подарок, который они заказали. И вот здесь у родителей возникает много вопросов: как не разориться на детских хотелках и все-таки сохранить атмосферу чуда?
На эти вопросы отвечает психолог Светлана Ройз на своей страничке в Фейсбуке.
Подарковедение (памятка для родителей по выбору подарка для ребенка)
Завтра я запланировала поставить елку, холодильник давно заполнен письмами Деду Морозу, дома звучит рождественское радио и пахнет цукатами. Праздник все ближе. И каждый день декабря приходят вопросы от родителей, на которые, наверное, и не может быть «правильных» ответов. Я могу предложить версии.
Что делать, если ребенок плохо себя вел: можно ли положить вместо подарка ремень или вообще ничего не дарить?
Зимние праздники связаны с чудом и надеждой. И ощущением контакта с чем-то высшим и бесконечно чудесно-щедро-добрым. Получая свой собственный подарок, ребенок получает и ощущение: Любовь не нужно заслуживать, мне есть место в мире, и Мир «слышит» меня. Некорректны, на мой взгляд, родительские манипуляции: вот будешь себя плохо вести, не получишь подарка. «Хорошие мальчики и девочки», когда вырастают, так и продолжают заслуживать и выслуживаться. Угроза наказания, ожидание наказания переживается тяжелее, чем само наказание. Любое насилие, а упоминание ремня — это уже насилие, неприемлемо даже в самых высоких воспитательных целях.
У ребенка так много игрушек, мы решили на Новый год подарить ему одежду
Когда-то мой еще маленький сын сказал: «Знаешь, что такое разочарование? Когда ты ожидаешь на праздник игрушку, а тебе дарят одежду». Ребенок все-таки ориентирован на удовольствие, а не на пользу. «Дофаминовое подкрепление», радость, где-то даже эйфорическую, мы получаем от того, что достигаем того, чего давно хотели.
Ребенку важно предоставить возможность «захотеть»
Ребенок получает удовольствие не только от самого подарка, подарок может быть совсем маленьким и символическим, а еще и от самого чуда его ожидания, нахождения, атмосферы: музыки, елочных огней, шуршания разрываемой обертки, квеста в поиске, нахождения следов Деда Мороза (на трафарет — обрисованные стопы — сыплется мука, получаются снежные следы), от ожидания праздника на протяжении всего месяца с адвент-календарем.
Как выбрать подарок?
Здорово, если в семьях есть Журнал подарков, в котором записаны желания всех членов семьи. Часто ребенку не столько важен сам факт покупки и обладания, а ощущение, что его желание услышано. Ребенку важно видеть, что у родителей тоже есть потребности и желания. И такой журнал очень облегчит поиски подарков для взрослых
Когда мы выбираем ребенку подарок, важно себе напоминать, что подарок не для нас, а для ребенка.
У ребенка истерика, когда ему говорят: ты можешь выбрать, что угодно.
Правильнее предоставлять ребенку выбор из двух или максимум трех объектов. Избыточность выбора вызывает напряжение и панику.
Что делать, если ребенок попросил что-то нереальное для покупки. Например, живую лошадь.
Можно предложить вместе с ребенком поразмышлять: Дед Мороз заботится не только о самом ребенке, но и о лошади, и о соседях. И выбирает то, что будет экологично для всех.
В нескольких знакомых семьях дети сказали родителям: «У нас денег нет, а у Деда Мороза же их много. Значит, я могу попросить что-то огромное».
Хорошо работает такой «метод» — письмо или записка, которая «приходит» от Деда Мороза или его помощников: «Я услышал о твоем желании, но у меня столько деток в мире, которым нужно подготовить подарки. Я могу в этом году для тебя подготовить А или В из твоих желаний. Выбери, пожалуйста».
Знаю истории, в которых дети предложили родителям попросить у Деда Мороза, например, дом. В этом случае мы сказали детям: «Знаешь, к каждому большому подарку нужно быть готовым. И для подготовки некоторых подарков нужно время и наши собственные усилия. Мы не всегда можем поддерживать порядок в нашей квартире, а для дома ведь нужно еще больше сил».
Ну и, конечно, самый сложный вопрос: «Я знаю, что Деда Мороза нет. Это вы приносите подарки?»
Когда-то важный урок мне преподал сын. Я подготовила ему — 8-летнему — в подарок чашку с логотипом из его любимого тогда сериала про изобретателей «Эврика». Он увидел у меня в компьютере подготовленный для печати логотип. Когда под подушкой на День святого Николая сын нашел чашку, то пристально на меня посмотрел и спросил: «Это ты или святой Николай?» Я поняла, что, если отвечу неправду, потеряю его доверие. Я молчала, собираясь с мыслями. А Мишка вдруг говорит: «Это святой Николай тебя вдохновил?» — «Да» , — с радостью сказала я.
Я говорила и говорю своим детям, что люблю чудеса и верю в них. И часто что-то или кто-то высший и светлый помогает нам стать проводниками чудес и радости в мире. Мы можем стать проводниками доброты, красоты, искренности. И предлагаю стать такими проводниками для знакомых и незнакомых людей.
Важно помнить, что для любого ребенка определяюще то, «из какого состояния» мы с ним говорим. Важна наша искренность и вера в то, что мы говорим. Любые рекомендации, любые «практики» могут работать только, если они для нас самих органичны и искренни.
Добрых дней!
Автор: Светлана Ройз
По материалам: www.facebook.com
Смотрите также: Дорогой Дед Мороз! Пишем вместе с ребенком письмо волшебнику Стоит ли ребенка ограждать от Деда Мороза, страшных сказок и стресса Как сделать Деда Мороза и Снегурочку своими руками: видео