Нормальные дети: когда не надо обращаться к психологам

Один из родительских страхов – а вдруг с моим ребенком что-то не так. Некотором родителям свойственно видеть проблемы там, где их нет, и чересчур волноваться по этому поводу. Кто-то перегибает палку с ранним развитием и воспитанием гения, кто-то бежит к психологам при малейшем непослушании ребенка. Гипертревожность стала настоящим бичом современных родителей. В какой-то момент, под действием переизбытка информации или неумения ее фильтровать, мы стали ставить под вопрос совершенно нормальные вещи. В общем, запутались.

Мы начали сомневаться в словах специалистов, ища подтверждение своих домыслов в Интернете, на форумах и в статьях профессионалов и, откровенно говоря, сомнительных личностей. Но беда в том, что чтобы искать отклонения в поведении детей, надо сначала понимать, что такое норма в развитии ребенка. И здесь существует проблема, считает специалист по детской психологии Катерина Демина.

Когда не нужно идти к психологу, или Дети группы “норма”

Стараниями коллег, да и моими собственными усилиями, мы, кажется, добились того, что теперь с любым чихом принято нестись на прием к специалисту. На любой симптом можно найти в Интернете подтверждение, что если не заняться – получите на выходе законченного психа. В результате у большинства современных родителей совершенно исчезло представление о том, что есть обычное, нормальное детское поведение, а что – патология или нарушение развития.

Давайте я сегодня для разнообразия расскажу вам о НОРМАЛЬНЫХ детях. Которых тоже тащат ко мне на прием и негодуют, почему я не стала их лечить, а предложила сходить погулять в парк.

«Странное» пищевое поведение

Нормально: иметь меню из шести-семи пунктов и не соглашаться пробовать ничего из незнакомого ассортимента. Это НЕ аутизм. Это не шизофрения. Это нормальная разборчивость и следование своим вкусовым предпочтениям. В конце концов, это один из древнейших эволюционных механизмов, предотвращающий массовые отравления и гибель потомства. То есть, когда ребенок до подросткового возраста ест только пельмени, пюре картофельное, сосиски строго одной марки, фрукты не ест/только яблоки/только мандарины/только если очистить, мясо только провернутое, никаких соусов/только с кетчупом/без кетчупа не ест вообще ничего, дома не ест, а у бабушки ест, – это вообще ничего не значит само по себе! Просто не обращайте на это внимание. В конце концов, вам же проще жить, зная, что можно сварить кастрюлю макарон на три дня и не морочиться.

Ненормально: если его рвет от любого блюда, кроме одного-двух. Если ребенок истощен, не набирает вес или имеет явные признаки ожирения. Явные – это не значит «две складочки на животике, когда он сидит на горшке», это значит «весит больше, чем положено по возрасту и росту, на 20%». И врач-эндокринолог это подтверждает.

Слишком тихий/застенчивый

Нормально: не бросаться с визгом в толпу незнакомых детей на детском дне рождения в кафе, а тихо стоять, держась за руку папы минут 10-15. Потом пойти, сесть в уголке, наблюдать. Нормально не подходить к аниматору, не включаться в общий бесеж, не участвовать в шумных играх с перетягиванием каната, не любить аттракционы, отказываться ходить в цирк, рыдать в кинотеатре. Очень и очень полезно не подходить по первому зову к незнакомым людям, сторониться компаний и групп подростков на улице, отказывать подавать руку чужим. Все это, и вместе, и по отдельности говорит об одном: у вашего ребенка нормальная, здоровая нервная система, он хорошо ощущает свои и чужие границы, явно отличает своих и посторонних. Ура и да здравствует. Возможно, он избежит в будущем многих проблем, связанных с импульсивностью и втягиванием в сомнительные предприятия.

Ненормально: вообще не может ни с кем контактировать, нет ни одного друга, отказывается ходить на детскую площадку, рыдает, если в дом приходят гости.

Воображаемые друзья, любимая игра

Нормально: играть годами в одно и то же, смотреть один и тот же мультик по 500 раз (в дошкольном возрасте. Я угадываю «Золушку» по одной ноте. И «Маску Зорро». Диск выбросили, потому что он протерся). НЕ соглашаться на новую игрушку взамен старой, истрепанной. Иметь воображаемого друга, разговаривать с ним, требовать для него отдельного места в машине, за столом, в постели. Отмечать его день рождения и копить деньги на подарок. Это НЕ повод думать, что ваш ребенок одинок и всеми покинут, что он не умеет строить отношения со сверстниками, что вы мало уделяете ему времени. Это игра, необходимый этап развития.

Из письма: «Девочка, 3,5 года, посмотрела мультик «Ледниковый период» и теперь везде ходит с этой чертовой Куницей, Баком. Говорит его голосом, утробно смеется, копирует все его действия. Доктор, я волнуюсь!» Дружный хор психологов: «К психиатру срочно! Ребенок галлюцинирует, не тестирует реальность!» Помилуйте, господа, какое тестирование реальности в три года? Это возрастная НОРМА!

Ненормально: сутками сидит в планшете, невозможно оторвать, требует мультики до истерики, не играет и не может заниматься ничем, кроме электронных игр, угрожает покончить собой, если лишится компьютера.

Переживание потери

Нормально: оплакивать смерть питомца, впадать в долгую печаль по поводу ухода из семьи отца, переживать кончину бабушки. Точно так же нормально всего этого НЕ делать: ребенок может быть слишком мал, чтобы осознать произошедшее, или вообще не заметил, что что-то произошло (бабушка жила в другом городе, последний раз они виделись, когда ребенку было полтора года). Хомячок мог быть не любимым, собака его пугала и плохо пахла, то, что отец ушел из семьи, обернулось прекраснейшими воскресеньями вдвоем, а не постоянными скандалами между родителями.

Так что, уважаемые родители, умоляю: не нагоняйте! Да, существуют действительно серьезные поводы для обращения к специалистам. В основном они касаются резких или стойких изменений в состоянии ребенка: была веселая живая резвушка – вдруг стала тихой и печальной. Всегда ел (даже не ел, а жрал), и вдруг стал отказываться от еды. С радостью и охотой ездила в гости к бабушке с дедушкой, и вдруг стала наотрез отказываться, даже прячется под кровать. Вот тут надо начинать беспокоиться, причем в последнем случае – серьезно беспокоиться.

Для детей ясельного возраста есть очень внятные и доступные нормы развития: когда дитя должно держать голову, садиться, начинать ходить, начинать говорить. Для детей дошкольного и школьного возраста есть ваши ощущения от ребенка: вам кажется, что все в порядке? Он в меру самостоятелен, достаточно времени проводит на улице, у него есть по крайней мере один реальный друг, он ходит в школу? Расслабьтесь и займитесь своими делами.

Я на месте, если что понадобится.

Автор: Катерина Демина

По материалам: www.katryndemina.ru

Смотрите также:
Онлайн-образование: заменит ли оно традиционное?
Урок безусловной любви
Должен ли взрослый защищать своего ребенка от других детей



Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: