Когда люди старшего поколения слышат, что ребенок не посещает детский сад, они обычно восклицают что-то наподобие: «Как же так! А общаться? А как будет развиваться ребенок?».
Однако молодые родители все чаще сталкиваются с мнением, что детский сад — не единственно место, где ребенок может социализироваться и научиться чему-нибудь новому. На практике они видят страдающего ребенка, которого тянут с утра с сад, где ему предстоит провести целый день. Вздыхают с облегчением те родители, у кого получилось более-менее адаптироваться, и подбадривают тех родителей, у которых не такой сговорчивой малыш.
Практикующий психолог, теле- и радиоведущий Михаил Лабковский рассказывает о том, что делать с ребенком, который не хочет ходить в детский сад, и что самое важное для родителей, которые выбирают сад или школу для своего ребенка.
Не мучайте ребенка садом
«Непереносимость детского сада» видно довольно быстро
Есть дети, которые ну никак не могут ходить в детский сад, — их всего 2-3%, но они есть. Ни уговоры, ни какие-либо приемы на них не действуют, они не привыкают, не адаптируются и продолжают плакать каждый раз, когда вы пытаетесь оставить их с воспитателем. Таких детей, конечно, можно заставить посещать садик, но это чревато серьезными психологическими травмами, в будущем они вырастают тяжелыми невротиками. Если у вас именно такой ребенок, не мучайте его. Вам это, в первую очередь, необходимо понять, принять и что-нибудь придумать — возможно, уйти с работы, нанять няню, оставлять ребенка с бабушкой, брать его на работу с собой.
Такую проблему, как «непереносимость детского сада», кстати, видно довольно быстро. Если ребенок рыдает каждый раз, когда вы ведете его в сад, упирается и, находясь там, все время плачет, то это не потому, что он еще не привык, а потому что садик — это вообще не его тема.
Дождитесь оптимального возраста
Конечно, у каждой семьи бывают обстоятельства, из-за которых маме нужно завершить декретный отпуск и выйти на работу. Но детские психологи рекомендуют отдавать ребенка в сад, когда ему исполнится 2 года и 7 месяцев — не раньше.
Кстати, противникам детского сада психологи советуют все-таки там побывать, хотя бы в 5 лет. Это поможет ребенку легче адаптироваться к школе.
Выбирайте воспитателя, а не сад
Наверное, частные детские сады лучше государственных, однако и в них вам никто не даст гарантии, что у воспитателя сложатся хорошие отношения с вашим ребенком. Тут уж как повезет. Но помните, что главное — все-таки не сам сад, а люди, которые в нем работают, — воспитатели и нянечки.
Не оставляйте ребенка одного сразу
В идеале в период приучения к саду маме нужно взять отпуск на недельку, а лучше дней на 10, договориться с администрацией и прийти в детский сад вместе с ребенком. Там вы часа 2-3 играете, знакомитесь с другими детьми и уходите домой до наступления момента, когда ребенку наскучит или надоест.
Второй день вы проводите точно так же, а на третий пробуете оставить ребенка на обед. Если повезет, то после обеда он пойдет спать, а если не повезет, то вы вместе отправитесь домой.
Как только ребенок немного адаптируется, вы перемещаетесь за забор детского сада, но далеко не уходите. Смысл в том, чтобы он вас видел и в любой момент мог позвать на помощь. Где-то к концу недели вы, скорее всего, сможете идти по своим делам, а малыш будет спокойно оставаться в саду сам.
Если же возникли какие-то проблемы, он постоянно плачет, «сегодня хочу идти, завтра не хочу», то возможно, вы привели его в сад слишком рано или ему вообще ходить туда не нужно (читайте пункт 1).
Выбирайте школу рядом с домом
При выборе школы для первоклашки важны два критерия — близость к дому и личность учителя. Хорошо, если ребенок будет тратить как можно меньше времени и сил, чтобы добраться до школы (даже если его возит личный водитель).
Есть и еще один нюанс. Не знаю, как сейчас, но когда я был ребенком, было важно жить и учиться в одном районе, потому что дети, которые ездили в другие школы, частенько получали по голове за то, что не были частью домового коллектива. Да и вообще, это здорово, когда дети могут вместе идти домой после школы, общаться во дворе, делать уроки.
Первокласснику нужно, чтобы на него не орали и не били линейкой по пальцам
Требования к первой учительнице очень простые — она должна быть психически уравновешенной, не истеричной, должна любить свою работу и вести себя адекватно. В ближайшие 3-4 года это все, что он нее потребуется.
Как выбрать такую учительницу? Очень просто. Идете в ближайшую к дому школу, спрашиваете, какая учительница выпускает 4 класс и набирает первый, а затем узнаете у родителей выпускников, что они думают об этой особе. Конечно, можете побеседовать с ней и сами.
Не гонитесь за оценками
Сейчас стало модным отдавать детей в школы со всякими там уклонами — языковым, математическим и так далее. Это имеет значение только в том смысле, что у ребенка, возможно, будет более приличное окружение. Чтобы он не так, как я, впервые в 7 лет закурил. А что касается знаний, то я сейчас скажу очень непедагогичную вещь, но самые богатые люди планеты не имеют высшего образования, а некоторые даже не окончили школу.
Вы поймите, что с 3 до 13 лет — это самый благополучный период в жизни ребенка. Он уже вышел из конфликта «я сам», когда на все ваши просьбы он отвечает «нет» (и это нормально), но еще не вошел в переходный возраст, на который приходится самый тяжелый кризис за всю его жизнь.
По стечению обстоятельств в момент пубертата в школе как раз проходят экзамены. То есть у кого-то там грудь не выросла, у кого-то прыщи по всему лицу, и с ним вообще никто не гуляет, а мама с папой переживают из-за оценки по математике. По статистике на 14 лет приходится больше всего дебютов шизофрении, а также подростки лидируют по количеству суицидов.
Если будете слишком сильно переживать за оценки, рискуете испортить отношения с ребенком на всю дальнейшую жизнь. Все, что ему нужно в этот период, — это ваши внимание, любовь и поддержка. Я не знаю ни одного человека, у которого жизнь была сломана из-за плохой оценки на экзамене, зато знаю многих, кто годами посещает психологов из-за чрезмерного стресса в школе.
Не делайте уроки вместо ребенка
Вообще я за такой жесткий подход, когда ребенку в первом классе родители говорят: «Смотри, школа не трогает нас, а мы не трогаем тебя. Нас не вызывают, нам все равно сделал ты уроки или нет. Но если это не так, у тебя начинаются проблемы». Обычно с нормальными детьми это работает. Вы, конечно, можете ребенку помочь, если он просит, но вместо него делать уроки, поделки, задания точно не надо.
Не обращайте внимания на требования и возрастные «нормы»
Я сам работал в школе в течение 10 лет, и точно знаю, что у детей есть такая особенность — все они взрослеют в разном возрасте. Кстати, во всем мире в начальной школе, которая длится 6 лет, а не 4 года, нет требований к навыкам в связи с возрастом. Это значит, что к ним не приходит учитель с секундомером и не считает, сколько символов ребенок прочитал за минуту. У них есть красочные учебные тетради, и в пределах одного класса 10 детей делают упражнения на пятой странице, двое — на двадцать восьмой, а четверо — на сто сорок пятой. Это нормально! Потому что если ребенка приняли в школу, это значит, что он психически здоров, обучаем, и любые претензии по неуспеваемости не учитель предъявляет родителям, а как раз наоборот.
Ребенок плохо читает — вопросы к школе. Если вам говорят: «У нас такая сложная программа. Вы или будете заниматься, или не сможете у нас учиться», то вы внимательно слушаете, согласно киваете и ничего не делаете. Донести до ребенка программу — задача школы, а не ваша проблема.
Автор: Михаил Лабковский
По материалам: www.labkovskiy.ru
Смотрите также: 10 вопросов для малыша, которые помогут узнать, как прошел его день в детском саду Нужен ли ребенку детский сад? В Грузии есть необычный детский сад внутри настоящего самолета