Людмила Петрановская: Как не отбить у ребенка желание учиться

Юлия Корж
Мама и педагог. Интересуюсь вопросами воспитания и развития детей.
Мама и педагог. Интересуюсь вопросами воспитания и развития детей.

Родители часто мечтают об умном и образованном ребенке, и детское “не хочу учиться” воспринимается, как неизбежное зло и лень, с которыми надо бороться. К сожалению, традиционная школьная система также активно подключается к этой борьбе. В итоге даже отличники и двоечники подвержены стрессам, апатии и страхам совершить ошибку.

Мы зациклились на оценках и высоких баллах, а не на результатах. Такой подход напрочь убивает креативность и творческое мышление – два основных навыка, которые пригодятся нашим детям в будущем. Но родители и учителя боятся, что если ребенка не стимулировать, не устрашать, не дисциплинировать, то он ни за что не будет развиваться и учиться. А в подтверждение их страхам все больше детей уходят в виртуальную жизнь, не засиживаются за уроками и, кажется, ничем не интересуются, кроме как своим телефоном.



На лекции в компании Nestle психолог Людмила Петрановская рассказала, что на самом деле в каждом ребенке заложено природное любопытство и жажда новых знаний, но сами родители и учителя часто отбивают у детей желание учиться.

Чтобы дети учились, им должно быть не страшно, а наша система построена на фиксации ошибок

Любой ребенок — «машина» для поглощения знаний и навыков. Он создан для того, чтобы учиться. Его мозг бурно развивается, создаются все новые и новые нейронные связи. Любой ребенок, которого вы оставите в покое, если он будет в этот момент здоров, не голоден и не испуган, будет заниматься саморазвитием. Это не обязательно будут уроки: для ребенка это довольно скучное занятие, он не понимает его ценности. Вставь буквы, напиши 25 раз одно и то же, прочитай скучный учебник и перескажи его непонятно кому и зачем. Если мы отвлечемся от идеи учить детей только с помощью уроков, мы увидим, что любой ребенок постоянно развивается.

Он смотрит на облака и думает, на что они похожи, — это развитие. Он строит что-то, сочиняет, пишет стихи, ведет свой инстаграм каким-то интересным для него образом — это развитие.

Развитие происходит только в состоянии покоя. Когда организм чувствует стресс, он включает режим экономии: мы стараемся делать все как будто на автопилоте. Только когда мы не боимся, что нас обидят, обзовут, накажут, только в этой ситуации появляется любопытство.



Для того чтобы детям было интересно, чтобы они учились, им должно быть не страшно. Наша образовательная система построена на фиксации ошибок.

Родители и учителя этого, к сожалению, не осознают. В школе ребенка ловят на том, что он перепутал, не успел, сделал не так — это создает постоянный стресс. И дома еще мама с папой ругают за те же ошибки. Есть дети, которые легко с этим справляются, для других это слишком жестокие условия. Мы получаем ребенка, который мечтал о школе, а к концу второй четверти он спрашивает: «Неужели это на десять лет?! Какой ужас». Нужно показать, что вы любите его за то, что он ваш ребенок, а не за то, что он что-то сделал.

Очень важна и окружающая среда. Детям должно быть, во что играть, на что смотреть, чему удивляться и где получать впечатления. Для этого не нужно ходить по всем известным картинным галереям. Достаточно обычного мира, который нас окружает. И важно, чтобы дети могли пользоваться этой средой в свободном режиме. Сейчас вся жизнь ребенка связана цепью специальных занятий, которые идут по определенному плану.

Если в группе детского сада сидит 20 детей и все они по одному образцу рисуют петушка — это не развитие. Это потерянное время. Гораздо полезнее для ребенка просидеть, например, этот же час на корточках, наблюдая за червяками в луже.

В традиционной системе обучения мы даем детям ответы на незаданные вопросы. Дети, садитесь, открываем параграф № 14, тема такая-то. Им эта тема не нужна, они ничего об этом не спрашивали. И все, что у них рождает такой подход, — глубокое и стойкое отвращение к предмету. Совершенно по-другому проходит естественное познание. Ребенок видит, что он что-то сделал, и вот этот шарик не падает. «А почему?» — думает он. Если в этот момент объяснить причину простыми словами — будет гораздо полезнее, чем заставить ребенка выучить законы физики.



Очень важен пример родителей. Часто они не понимают, что делать, если ребенок не читает книжки. Я спрашиваю: «Вы-то сами когда последний раз читали книжку?». Если родители только и делают, что смотрят телевизор, то какие могут быть претензии к детям? Дети копируют поведение взрослых. Если родители чему-то учатся, если им что-то постоянно интересно, если за ужином разговаривают о том, что происходит в мире и в науке, то ребенок заражается этим. Если мы сами хотим быть в вечном анабиозе, то сложно ожидать, что дети от нас что-то получат. Это не значит, что дети вырастут совершенно не любопытными, у них задел любопытства сильный, но нашей заслуги в этом не будет никакой.

Мой любимый пример — тест на познавательную активность. Это не про силу интеллекта и не про умность, а про интерес. Для одного эксперимента приглашали маму с ребенком в комнату, где было очень много разных развивающих игр, все стены были заставлены. И когда мама с ребенком приходила, экспериментатор говорил: «Извините, мне срочно надо отойти, я вернусь через десять минут. Чувствуйте себя как дома». Он уходил и смотрел за тем, что происходит в комнате. В конце концов все испытуемые разделились на четыре группы.

  1. Мама грозно шикала на ребенка, чтобы «сидел смирно, ничего не трогал», и они вдвоем неподвижно ждали возвращения специалиста.
  2. Мама доставала из сумки журнальчик и погружалась в чтение, а ребенок, постепенно смелея, начинал все брать, рассматривать и крутить.
  3. Мама говорила ребенку: «Смотри, какие хорошие игры!». И начинала показывать и объяснять, как в них играть.
  4. Мама с азартом хватала то одну игру, то другую и пыталась вникнуть, что это и зачем.

После этого специальными методиками мерили познавательную активность у детей. Самая высокая оказалась в четвертой группе, а самая низкая — в третьей. Там родитель брал на себя инициативу и начинал руководить процессом, вносил много управления и тревоги. Познавательная активность для ребенка была отравлена, потому что мама постоянно переживала, достаточно ли креативно он подходит к игре. А там, где мама показывала пример, ребенок присоединялся и начинал с азартом играть.



Чем помочь ребенку:

  1. Сочувственно относиться к стрессу. Дети учат больше предметов в школе, чем кто-либо из учителей. Учительница литературы не напишет контрольную по химии и сочинение, а старшеклассник напишет.
  2. Не уделять много внимания оценкам. В нашей системе оценки ничего не значат. Четверка может означать, что ребенок знает все или же не знает ничего.
  3. Обращать внимание на достижения. У нас родителей вызывают в школу, чтобы поругать детей. А вы спросите, что хорошего сделал мой ребенок? Поговорите про то, что у него получается.
  4. Слушать. Родители часто хотят поговорить с детьми, но не хотят послушать. Взрослым отчего-то неинтересно, как ребенок понял фильм или книгу: они объясняют, как надо было понять.

Автор: Людмила Петрановская

По материалам: www.vk.com



Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: