Как воспитывать ребенка без наказаний и ругани

Воспитание без наказаний и дисциплины, а порой и крика, кажется утопией. Многие родители пробуют, но у них ничего не получается. Куда быстрее заставить ребенка сделать то, что нам необходимо, чем пытаться понять его мотивы поведения или договориться с ним. Родители не всегда бывают в ресурсном состоянии, чтобы применять более гуманные методы воспитания.



Но авторитарный стиль воспитания выматывает большинство мам и пап. Приходит момент, когда хочется мира и тишины, понимания со стороны ребенка и его добровольного участия в семейных делах. Но дети, воспитанные с помощью ругани и постоянных запретов не очень к этому стремятся. Восстановить контакт и привязанность  с собственным ребенком сложнее, чем во время изменить стиль воспитания.

Психолог Адриана Имж ответила на вопрос своих читателей: Как наказывать и поощрять детей?

Как наказывать и поощрять детей

Мы очень часто не замечаем, как предлагаем детям невыгодные демотивирующие, разрушающие наш авторитет условия, от которых они не могут отказаться.

А мы бы от такого договора просто были бы в шоке.

Например, если бы работодатель сказал нам, что эта работа должна быть выполнена, а иначе он нас выпорет. Или что мы должны мыть посуду за всем офисом, потому что он очень устает, и его работа более важна, чем наша.



Мы сами выросли в условиях обязанностей и долгов и не замечаем, что эти обязанности и долги были просто-напросто придуманы в наших семьях или на нас спихнули какие-то вещи, на которые у родителей не было сил, интереса, времени или денег.

Дети не обязаны нам помогать по дому, не обязаны учиться, не обязаны о нас заботиться или забирать младших из садика.

Иногда это является условием выживания семьи. Но это все равно совсем иное, нежели “ребенок должен”.

Разные вещи: “у нас нет денег на то, чтобы платить за уроки иврита в продленке, поэтому мы ищем педагога-волонтера” и “ты – учитель на пенсии, ты обязана пойти волонтерить в продленку”.

Понятное дело, что приказывать легче, чем договариваться, заставлять проще, чем мотивировать и искать подход, а навесить на человека долг проще, чем быть должным самому (например, не “ребенок должен учиться”, а “долг родителя – помочь ребенку получить образование”).

Но тут лежит та самая разница, которая определяет подход родителя, его цели и ценности, которые в свою очередь формируют климат семьи – и, конечно, влияют на то, каким вырастет ребенок.



Как же воспитывать ребенка, не ругаясь, не наказывая, не приказывая и не запрещая?

  • Во-первых, с трудом, потому что то и дело оказываешься на незнакомой территории, где непонятно, как себя вести.
  • Во-вторых, с трудом, потому что мы живые и не всегда хотим договариваться с ребенком про то, чтобы он чем-то нам помог или что-то сделал, а хотим наорать или приказать, или сжечь все это, переехать в Черногорию и открыть маленький отель для бездетных туристов.
  • В-третьих, с трудом, потому что мы-то остаемся должны, и порой эта ситуация кажется довольно нечестной – нам-то никто должен не был и не собирается, и даже не факт, что наши дети станут родителями и поймут, какими благородными донами мы были.

Поэтому я для начала предлагаю не пытаться взять на себя повышенные обязательства, а какое-то время просто побыть с идеей, что так может быть – что ребенок не наш сотрудник, раб или собственность, он ничего не просил у нас в долг, и никакое его информированное согласие ни на что мы не спрашивали, а он и не мог бы дать.

Поэтому мы можем наказывать, заставлять, стыдить, запрещать – но на самом деле это не обязательно, не естественно, и это точно не единственный и не лучший способ воспитывать ребенка.

Приятная вещь в том, что большая часть власти и контроля – у нас. И мы решаем, как с ними обращаться, и какой стиль воспитания выбрать.

Неприятная – чем меньше у нас сил, информации, времени, ресурсов, поддержки семьи и общества, тем сложнее выбирать что-то приличное.

Автор: Адриана Имж

По материалам: www.facebook.com



Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: