Один из показателей нормального развития ребенка — это его речь. Уже в год родители с нетерпением ждут первых слов малыша и с беспокойством читают статьи о том, что у современных детей речь развивается позже. Но не стоит все списывать на этот факт. Детская речь развивается при необходимой поддержке со стороны взрослых.
Первые попытки заговорить появляются у детей в возрасте 6-12 месяцев. Это период звукоподражания и имитация речи. Но в 2-3 года ребенок должен активно использовать речь для общения. В этом возрасте он уже давно не лепечит, а строит простые предложения и расширяет словарный запас. Правильная стратегия родителей поможет малышу пройти все эти этапы без каких-либо проблем.
5 универсальных совета, которые надо учитывать во время речевых занятий
- Хороший эмоциональный и тактильный контакт с ребенком. Как могут обнимашки, поцелуи и улыбки связаны с речью? Но оказывается, что самым прямым образом. Это создает вокруг ребенка среду доверия и защищенности, а значит он легче и быстрее будет идти на контакт и подражать взрослым.
- Обязательно хвалите ребенка за его достижения и попытки.
- А вот от слов «Повтори, что я сказала», «Скажи», «Это неправильно» надо отказаться. Если ребенок испытывает проблемы с речью, такие фразы превратят его в молчуна. Излишняя настойчивость и критика могут привести к речевому негативизму, когда дети отказываются разговаривать и изъясняются жестами или мычанием.
- Любые попытки разговорить ребенка должны напоминать веселую игру, а не скучные занятия.
- Не забывайте о развитии мелкой моторики и чтения вслух, которые напрямую связаны с речью. Предлагайте малышу рисовать, лепить, вырезать, перебирать бусины, пуговицы, играть с песком.
Что поможет разговорить ребенка
1. Используйте простые речевые игры
С малышами до года полезно разговаривать на их «языке», т.е. подражать тому лепету, который они произносят. Так вы даете им понять, что вы их понимаете. Кроме агуканья, даже с младенцами надо разговаривать четко и не спеша, например, комментируя свои действия или то, что происходит вокруг. Детям важно не только слышать речь, но и видеть движения губ и языка, чтобы учиться подражать взрослым.
Потом стоит учить малыша самым простым словам: му, мяу, топ-топ, би-би и т.д. Делать это надо на примере игрушек: «Вот пришла кошечка. Что она сказала? Мяу», «Куколка идет, топ-топ». Самое главное — заинтересовать ребенка игрой и не ждать от него молниеносной реакции.
Как только малыш освоит простые слова, переходите к более взрослой речи. Продолжайте активно озвучивать свои и ребенка действия. Но следите, чтобы это звучало естественно для ребенка. Например, во время игры с машинкой: «Это машинка, она едет по дороге. Что у меня в руке? Машинка». Поощряйте ребенка говорить, задавая ему вопросы и выражая свои простые просьбы. Постепенно подключайте изучение прилагательных, глаголов, наречий, предлогов и местоимений.
2. Пальчиковые игры
Народные потешки, пальчиковые игры, пальчиковый театр значительно упрощают процесс усвоения новых слов. Эти игры нужны не только малышам 1-2 лет, но и для всех дошкольников. Во время пальчиковых игр хорошо еще делать массаж пальчиков, тем самым развивая тонус мышц рук.
3. Дыхательная гимнастика
Дыхательная гимнастика поможет ребенку быстрее заговорить и станет профилактикой речевых отклонений. Первые упражнения можно предлагать малышу после года.
- подуть на перышко, бумажный кораблик или одуванчик
- задувать свечу
- вдыхать ароматы, например, понюхать цветы
- выдувать мыльные пузыри
Во время занятий учите ребенка правильно дуть, не надувая щеки и не сжимая губы.
4. Стройте с ребенком диалог
Не только проговаривайте свои действия, но и старайтесь вовлечь ребенка в разговор. Ваши вопросы станут для него стимулом начать общаться. Не страшно, если ребенок сразу вам не отвечает. Дайте ему время, но каждый раз увеличивайте паузы в ожидании его ответа.
5. Будьте эмоциональны
В разговоре и в играх избегайте монотонной и сухой речи. Детям нужны эмоции, ваши чувства и тактильный контакт.
Помните, что дети быстро устают и не могут подолгу удерживать внимание. Поэтому первые занятия должны быть не дольше 3-5 минут, с 3-4 лет время увеличивается примерно до 15-20 минут. Если ребенок продолжает плохо разговаривать в 4 года, то лучше всего обратиться к логопеду.