Родители используют разговор на повышенных тонах, как средство воспитания. Иногда это вовсе не разговор, а гневный монолог или просто — крик. Не кричать на детей кажется невозможным. Даже самая уравновешенная в жизни женщина может сорваться на крик, если ребенок делает то, что ей кажется недопустимым. Кто-то испытывает чувство вины, кто-то не испытывает, кто-то продолжает орать на детей, повышая тональность, кто-то пытается с этим что-то делать.
Ошибка в том, что взрослые, которые кричат на детей, думают, что они так показывают, кто тут главный. На самом деле, крик — это расписка в своей слабости. Значит, по-другому решить вопрос не получается. Мы прибегаем к крику, как к последнему аргументу. Часто он оказывается действенным, но в краткосрочной перспективе. Воспитать в ребенке положительные черты характера посредством повышенного голоса еще ни у кого не получалось.
Канадский писатель Стивен Марш рассказывает, почему крик не работает и что делать вместо этого.
Сильный не кричит: Как не повышать голос на детей
Если вы кричите, значит контроля у вас нет, а значит — вы слабы. Вот уже 50 лет как телесные наказания исчезают как метод воспитания. Но крик? Почти все кричат на детей — кто чаще, кто изредка, даже те из родителей, которые знают, что это не дает желаемого эффекта. Крик — это, возможно, самая глупая ошибка современных родителей.
Настоящие последствия крика
В семьях, где на родители кричат, растут дети с низкой самооценкой и более высоким риском развития депрессии. Более того, в 2014 году в журнале The Journal of Child Development было опубликовано исследование о том, что последствия крика почти такие же как и последствия физического наказания: повышенная тревожность, стресс и депрессия, а также поведенческие проблемы.
Сколько раз вы сказали себе после того, как накричали на ребенка: «Это была правильная мысль — наорать»? Вы кричите, потому что вы действительно слабы в этот момент. Крик — это реакция человека, который не знает, что еще можно в данной ситуации сделать. Но многие родители, я в том числе, не представляют, как ни разу не повысить голоса в течение дня. У них две проблемы: «Как остановиться?» и «Что вместо этого сделать?». И мы не говорим про ситуации, когда вы окриком останавливаете ребенка, выбегающего на дорогу. Мы говорим о крике как о методе воспитания. Как инструмент воспитания крик бесполезен, потому что он просто прививает привычку орать и детям. Мы ведь орем каждый день по одним и тем же поводам, орем все громче, потому что изначальный уровень крика не сработал. Убери в комнате. Иди ужинать. Не мучай собаку. Прекрати драться с братом. Алан Каздин, профессор психологии в Йельском университете, говорит, что ваше понимание, что крик — плохо, не поможет.
Крик — это не стратегия, это «выпускание пара».
«Например, цель крика — катарсис типа «я хочу прекратить этот спор и покажу тебе, насколько я зол». В таком случае крик имеет смысл. Но если цель в том, чтобы изменить что-то в ребенке или развить в нем положительные привычки, то криком ничего не добьешься, есть другие способы.»
Позитив
Многие думают, что позитивные родители — ленивы и ничего не делают в плане воспитания. Но не кричать требует планирования и дисциплины от родителя, а для того, чтобы орать это не требуется. Доктор Каздин предлагает систему из трех элементов: предпосылки, поведение и последствия.
- Предпосылки — это вводные данные, это объяснить ребенку, что вы хотите, чтобы он сделал, прежде чем вы потребуете исполнения.
- Поведение — та модель действий, которую сформировал родитель.
- Последствие — выражение похвалы, когда было получено правильное поведение. Похвала должна быть такая очень кинематографичная, очень впечатляющая: улыбка, объятия, возгласы. Но похожа на искреннюю. В этом и весь трюк.
Поэтому вместо крика каждый вечер из-за валяющихся там и сям по коридору кроссовок, попросите ребенка утром аккуратно поставить на место свою обувь, когда он вернется из школы. Убедитесь в том, что вы сами, приходя с работы, аккуратно ставите вашу пару обуви на место. И если ваш ребенок поставил свои башмаки в правильное место, или хотя бы близко к этому месту, похвалите и обнимите его.
Этот метод сработает, если вы натянете до ушей самую восхищенную улыбки и сообщите ребенку, за что именно вы его хвалите радостным и бодрым голосом, а потом нужна невербальная похвала: обьятия, например. Не думайте, что выглядите глупо — такая яркая реакция просто запоминается детьми как такая, которую хочется получить снова. Не просто ворчание: «Кроссовки на месте? Ну вот, можешь же, если хочешь».
Доктор Каздин комментирует: «Мы ведь хотим выработать новые привычки. Практические действия меняют мозг, а в процессе этих изменений — уходят и все те негативные детские привычки, от которых мы хотим избавиться: истерики, споры с родителями, драки со сверстниками и т.п.»
Мгновенная реакция — не лучший выбор
Если дети ведут себя хорошо, нам незачем кричать. А если мы не кричим, дети ведут себя лучше. Вы не должны кричать, реагируя импульсивно, вы не должны ждать, что они набедокурят, чтобы потом рассердиться на них — вам нужен план, вы должны играть на опережение, многое предвидеть. Для этого вы сами должны быть дисциплинированы, уметь справляться с негативными реакциями. Доктор Каздин говорит по этому поводу: «В процессе эволюции мы стали очень чувствительны к негативным вещам в том, что нас окружает. То есть крик, гневные окрики — это эволюцией заложенный механизм, он должен нас защищать: закричишь — медведь уйдет, враг испугается и дрогнет и так далее.» Отказаться от крика сложно, потому что нам кажется, что тогда в чем же наша воспитательная работа.
В 1960-х годах в США 94% родителей пользовались физическими наказаниями как методом воспитания. В 2010 году их стало 22%. Этому много причин, мы стали больше прислушиваться к детским психологам, их стало больше, материалов стало больше. Но в основном, мне кажется, родители не шлепают детей не только потому что это плохо для детей, а потому что это ничего не дает. Крик тоже ничего не дает, точно так же, как и физические наказания. А вот похвала работает. Научно доказано.
Автор: Стивен Марш
По материалам: www.womo.ua