Как арт-терапия может помочь родителям справиться с детскими страхами и негативными эмоциями

Юлия Корж
Мама и педагог. Интересуюсь вопросами воспитания и развития детей.
Мама и педагог. Интересуюсь вопросами воспитания и развития детей.

Ребенок далеко не всегда умеет справляться со своими чувствами, и тем более страхами. Родителям часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда все вроде бы было хорошо, но вдруг ребенок начинает чего-то бояться, от чего-то отказываться и сильно переживать. Нам, возможно, его страх или обида покажутся не таким уж глобальными, но для ребенка мир чувств – непознанная территория, поэтому взрослым надо быть деликатными и осторожными в этом вопросе.

Пока ребенок взрослеет, таких ситуаций может быть множество, постепенно он учится с ними справляться. А чтобы помочь ему пережить неприятное происшествие, свой страх или обиду, стоит попробовать советы арт-терапевтов. Искусство может лечить душу и снимать напряжение, причем ребенку станет легче уже во время занятия творчеством. Но родителям недостаточно просто выдать краски и кисточки, надо соблюдать ряд простых, но важных правил, которые превратят рисование в настоящую арт-терапию на дому. О том, как работает арт-терапия и гештальт-терапия для детей, рассказывает психолог Полина Гавердовская.

Первый шаг от страха к смеху, или Арт-терапия для начинающих

Изменения – через действия

Известно, что от тяжелых чувств можно избавиться, выразив их. Рассказывая о неприятном, можно уменьшить боль. Но как быть с детьми, которые не только рассказать толком о своих неприятностях не умеют, но и не осознают до конца того, что с ними происходит? Выход есть. Дело в том, что рассказывать о себе можно разными способами. Например – рисовать свои переживания. В том числе – и свой страх.

Умение обличать в ясную форму то, что пугает, очень ценно. Это помогает отделить страшное событие от того, что мы думаем о нем. С пугающими или неприятными мыслями сложно справляться. Но заключая их в видимую форму, гораздо легче понять и преодолеть страх, ведь многое из того, чего я боюсь снаружи, в действительности находится во мне самом. Помогая ребенку выразить свои противоречивые переживания, мы даем инструмент самолечения и средство, позволяющее обрести равновесие.

Огромным преимуществом такого способа самораскрытия является как раз его неполная осознанность. Ребенок рисует то, что его волнует, вкладывая в работу свои чувства, освобождается от накопившейся горечи, но он не обязан понимать, что с ним происходит. Осознание происходит подспудно, что повышает устойчивость ребенка и ускоряет его внутренний рост.

Помогите лишь начать

Дети дошкольного и младшего школьного возраста, как правило, любят рисовать. Рисунки чада попадаются вам везде, где не надо, – в тетрадях, на листочках, из тетрадей выдранных, на обоях, дверях, и даже на потолке. И детям вовсе не приходит в голову мысль об отсутствии у них художественных способностей. Если вы никогда не уделяли внимания «художествам» вашего чада, то сейчас такой момент как раз настал. Предложите малышу нарисовать свой страх или ситуацию, которая не дает покоя. Скажите об этом, как о чем-то само собой разумеющемся. Вам такая задача может показаться сложной, а вот ребенок воспримет ее естественно: дети – самые талантливые фантазеры.

Если ваш малыш никогда не имел пристрастия к рисованию, просто помогите ему начать, и дальше все пойдет само собой. Скажите: «У каждого из нас есть свой внутренний мир, где он может представить себе все, что захочет. Ты путешествуешь туда в своих снах. Там возможны самые невероятные вещи, и там можно увидеть такие явления, которые в обычной жизни невидимы. Попробуй увидеть свой страх и нарисуй его. А я буду помогать тебе».

К делу!

Идеальным вариантом было бы совместить задуманное с поездкой на природу или дачу, где никто не сможет вам помешать. Если возможности нет – выберите подходящий день и час, когда дома больше никого не будет, и не отвлекайтесь на телефонные разговоры.

Возьмите большой лист ватмана. Положите его на пол – стола не хватит. Понадобятся так же толстые маркеры разных цветов (не менее десяти). Гуашь – вообще здорово. Не забудьте о беличьих кистях минимум трех размеров: нужно, чтобы была маленькая кисточка первого номера и широкая – для закрашивания больших плоскостей. В качестве палитры сойдет одна четвертая того же ватманского листа – малыш должен иметь возможность смешивать краски для получения сложных цветов. Лист можно приклеить к полу скотчем, чтобы было удобнее.

Рисуйте вместе с ребенком, помогая ему в той мере, в какой он этого захочет. Спросите его, чем вам заняться, пуст он командует! Пусть указывает вам, что делать, а что – не надо: в этом бою вы – рядовой, а он – генерал. Может быть, малыш попросит вас закрасить небо или нарисовать на нем облака. Большие поверхности белой бумаги, которые по замыслу ребенка должны быть какого-то одного цвета (небо, поле, стена, гора), обычно внушают тоску юным художникам. Рисовать детали проще потому, что это интереснее. Вот и пусть чадо делает то, что ему больше по сердцу.

Это еще не конец. Нажимай на кнопки ниже, чтобы смотреть продолжение. Также не забудь написать в комментариях все, что думаешь, и поделиться этой записью в Facebook.

Далее: 1 2

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: