Загадки Чуковского

Загадки Чуковского — небольшие цельные стихи, написанные в особом юмористическом стиле, дающие четкое определение предмета, явления, живого существа, при этом его не называя. Особенно придутся такие стишки по душе самым юным слушателям, ведь именно на них в первую очередь ориентировал свои произведения автор.

Маленькие домики по улице бегут,
Мальчиков и девочек домики везут.

Автомобили

На малину налетели,
Поклевать её хотели.
Но увидели урода —
И скорей из огорода!
А урод сидит на палке
С бородою из мочалки.

Птицы и огородное пугало

Мудрец в нём видел мудреца,
Глупец — глупца,
Баран — барана,
Овцу в нём видела овца,
И обезьяну — обезьяна,
Но вот подвели к нему Федю Баратова,
И Федя неряху увидел лохматого.

Зеркало

Я великан! Вон ту громадную
Многопудовую плиту
Я, словно плитку шоколадную,
Вмиг поднимаю в высоту.
И если я могучей лапою
Слона или верблюда сцапаю,
Я их обоих буду рад
Поднять, как маленьких котят.

Подъёмный кран

Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка
Захотели сладкого сахарного пряничка.
Бабушка по улице старенькая шла,
Девочкам по денежке бабушка дала:
Марьюшке — копеечку,
Марусеньке — копеечку,
Машеньке — копеечку,
Манечке — копеечку,—
Вот какая добрая бабушка была!
Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка
Побежали в лавочку и купили пряничка.
И Кондрат задумался, глядя из угла:
Много ли копеечек бабушка дала?

Бабушка дала одну копеечку, так как Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка – одна и та же девочка

Красные двери
В пещере моей,
Белые звери
Сидят
У дверей.
И мясо и хлеб —
всю добычу мою
Я с радостью
белым зверям отдаю!

Губы и зубы

Лежит, лежит копеечка у нашего колодца.
Хорошая копеечка, а в руки не даётся.
Подите приведите четырнадцать коней,
Подите позовите пятнадцать силачей!
Пускай они попробуют копеечку поднять,
Чтоб Машенька копеечкой могла бы поиграть!
И кони прискакали, и силачи пришли,
Но маленькой копеечки не подняли с земли,
Не подняли, не подняли и сдвинуть не могли.

Солнечный лучик на земле

Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо —
Такое тёплое, такое
пушистое и золотое.

Яйцо и цыпленок

Шёл Кондрат
В Ленинград,
А навстречу — двенадцать ребят.
У каждого по три лукошка,
В каждом лукошке — кошка,
У каждой кошки — двенадцать котят.
У каждого котёнка
В зубах по четыре мышонка.
И задумался старый Кондрат:
«Сколько мышат и котят
Ребята несут в Ленинград?»

Глупый, глупый Кондрат!
Он один и шагал в Ленинград,
а ребята шли навстречу ему –
В Кострому.

Много этого добра
Возле нашего двора,
А рукою не возьмёшь
И домой не принесёшь.
Маша по саду гуляла,
Собирала, собирала,
Поглядела в кузовок —
Там и нет ничего.

Туман

Два коня у меня,
Два коня.
По воде они возят меня.
А вода
Тверда,
Словно каменная!

Коньки

Я одноухая старуха,
Я прыгаю по полотну
И нитку длинную из уха,
Как паутинку, я тяну.

Иголка

Возьмите меня, умывайтесь, купайтесь,
А что я такое — скорей догадайтесь.
И знайте: большая была бы беда,
Когда бы не я да вода, —
На грязной, немытой шее
У вас жили бы гадкие змеи
И ядовитыми жалами
Кололи бы вас, как кинжалами.
А в каждом невымытом ухе
Засели бы злые лягухи,
И если б вы, бедные, плакали,
Они бы смеялись и квакали.
Вот, милые дети, какая беда
Была бы, когда бы не я да вода.
Берите меня, умывайтесь, купайтесь,
А что я такое — скорей догадайтесь.

Кусок мыла

Вдруг из чёрной темноты
В небе выросли кусты.
А на них-то голубые,
Пунцовые, золотые
Распускаются цветы
Небывалой красоты.
И все улицы под ними
Тоже стали голубыми,
Пунцовыми, золотыми,
Разноцветными.

Салют

Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт —
Заплачет она и умрёт.

Сосулька

Две ноги на трёх ногах,
А четвёртая в зубах.
Вдруг четыре прибежали
И с одною убежали.
Подскочили две ноги,
Ухватили три ноги,
Закричали на весь дом —
Да тремя по четырём!
Но четыре завизжали
И с одною убежали.

Две ноги – мальчик, три ноги – табуретка, четыре ноги – собака, одна нога – куриная

Если бы сосны да ели
Бегать и прыгать умели,
Они от меня без оглядки умчались бы
И больше со мной никогда не встречались бы,
Потому что — скажу вам, не хвастая,—
Я стальная и злая, и очень зубастая.

Пила

Была телега у меня,
Да только не было коня,
И вдруг она заржала,
Заржала — побежала.
Глядите, побежала
Телега без коня!

Грузовик

Лежу я у вас под ногами,
Топчите меня сапогами.
А завтра во двор унесите меня
И бейте меня, колотите меня,
Чтоб дети могли поваляться на мне,
Барахтаться и кувыркаться на мне.

Ковёр

Всюду, всюду мы вдвоём
Неразлучные идём.
Мы гуляем по лугам,
По зелёным берегам,
Вниз по лестнице сбегаем,
Вдоль по улице шагаем.
Но чуть вечер на порог,
Остаёмся мы без ног,
А безногим — вот беда! —
Ни туда и ни сюда!
Что ж? Полезем под кровать,
Будем там тихонько спать,
А когда вернутся ноги,
Вновь поскачем по дороге.

Детские ботинки

Паровоз
Без колёс!
Вот так чудо-паровоз!
Не с ума ли он сошёл —
Прямо по морю пошёл!

Пароход

Ах, не трогайте меня:
Обожгу и без огня!

Крапива

Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят.

Ёжик

Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей.

Гребешок

Я лаю со всякой
Собакой,
Я вою
Со всякой совою,
И каждую песню твою
Я вместе с тобою
Пою.
Когда же вдали пароход
Быком на реке заревет,
Я тоже реву:
У-у!

Эхо

В целом загадки Корнея Ивановича Чуковского можно охарактеризовать, как легкую поэзию, рассказывающую в игровой форме о весьма серьезных и сложных вещах. Но в этом и есть их уникальность. Ведь, несмотря на то, одно слово кроется в отгадке или целое предложение, благодаря максимальной приближенности слога автора к детской речи, ответы на загадки Чуковского очень редко остаются неугаданными.

Все это отнюдь не означает, что ребенку они не приносят никакой пользы. Как раз наоборот — всегда благозвучные стишки-загадки Корнея Ивановича:

  • расширяют горизонты познания;
  • формируют здоровый нормативный (народный) вкус;
  • активируют речь;
  • тренируют логику, мышление и воображение;
  • позволяют увидеть в обычных вещах те мелочи, которые делают их для нас особенными;
  • прививают усидчивость;
  • развивают смекалку, наблюдательность, память.

Не зря же именно с этого автора нередко начинается знакомство детей с литературой. Ведь даже для взрослых загадки Чуковского звучат как поэзия, настолько в них все хорошо зарифмовано и удачно сгруппировано. При этом для более легкого восприятия автор не перегружал свои стихи-описания большим количеством прилагательных. Поэт акцентировал внимание читателей на деталях действия, чем только сделал свои загадки более яркими и наглядными.

В качестве эксперимента попробуйте сами, не глядя заранее на ответ, прочитать хотя бы пару-тройку загадок. Вы увидите, сколько прекрасного и удивительного ускользает мимо нашего взгляда в повседневной суете. А дети на то и дети, чтобы видеть прекрасное и сказочное во всем, что кажется взрослому человеку обычным и привычным.

Естественно, работы Чуковского уже не единожды переиздавались. Однако это пошло им только на пользу. Они стали более адаптированными к реальности и современному детскому сленгу, более смешными, но при этом отнюдь не потеряли своей уникальности, своего слога и особенного взгляда на все нас окружающее.

Не лишайте детей возможности открыть для себя что-то новое: познавайте мир вместе с ними и Корнеем Ивановичем Чуковским!

Вернуться в раздел Авторские загадки.


Рассказать друзьям