Платим за подписку на Telegram каналы

Стихи для малышей

Детская поэзия — знакомство малыша с миром литературы и от того, как оно состоится, зависит дальнейшая жизнь ребенка: полюбит ли он чтение, будет ли стремиться к знаниям, каким человеком вырастет. Проводниками в этот удивительный сказочный мир являются родители. Именно они, строчка за строчкой, разучивая первые четверостишия, помогают маленькому почемучке путешествовать по стране знаний.

Стихи для малышей

Рёва

Рева-корова
Разревелась снова.
Вот как слезки льются —
Можно захлебнуться.
Тихо, ревушка, не плачь,
Подарю тебе калач!
Хватит плакать, ревушка,
Ревушка-коровушка!

Мишка косолапый

Мишка косолапый
По лесу идет,
(Бодро шагаем)
Шишки собирает,
Песенки поет.
( Приседаем — собираем шишки)
Шишка отскочила
Прямо мишке в лоб.
(Держимся ручками за лоб)
Мишка рассердился
И ногою — топ!
(Топаем ногой)

Серенький волчок

Баю, баюшки-баю
Не ложися на краю!
Придет серенький волчок
И ухватит за бочок,
Да утащит во лесок,
Под ракитовый кусток.
Ты, волчок, к нам не ходи,
Наших деток не буди!

Зайчик серенький

Зайчик серенький сидит
(Сидим, как зайчик)
И ушами шевелит,
Вот так, вот так!
(Шевелим ушками-ладошками)
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть,
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп.
(Хлопаем в ладоши)
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Скок-скок, скок-скок.
(Прыгам, как зайчик)

Ладушки-ладушки!

Ладушки-ладушки!
Где были – у бабушки!
Что ели – кашку,
Что пили – бражку!
Ладушки-ладушки,
Снова едем к бабушке!

Две веселые овечки

Две веселые овечки
Разрезвились возле речки.
Прыг-скок, прыг-скок!
(Весело прыгаем)
Скачут белые овечки
Рано утром возле речки.
Прыг-скок, прыг-скок!
Вверх до неба, вниз до травки.
Вверх до неба, вниз до травки.
(Встаем на ножки, тянемся вверх. Приседаем, руки опускаем вниз)
А потом кружились
(Кружимся)
И в речку свалились.
(Падаем)

Гуси, гуси!

Гуси, гуси!
Га, га, га!
Есть хотите?
Да, да, да!
Так летите же домой!
Серый волк под горой
Не пускает нас домой!

Идет коза рогатая

Идет коза рогатая
(Приставляем к голове «рожки»)
За малыми ребятами.
Ножками — топ-топ!
(Топаем ножками)
Глазками — хлоп-хлоп!
(Зажмуриваемся и открываем глазки)
Кто кашку не ест?
Кто молочка не пьет?
(Грозим пальчиком)
Забодаю, забодаю!
(Бодаемся)

Два весёлых гуся

Жили у бабуси
Два веселых гуся.
Один серый,
Другой белый —
Два веселых гуся.

Мыли гуси лапки
В луже у канавки.
Один серый,
Другой белый —
Спрятались в канавке.

Вот кричит бабуся:
«Ой, пропали гуси!
Один серый,
Другой белый —
Гуси мои, гуси!»

Выходили гуси,
Кланялись бабусе.
Один серый,
Другой белый —
Кланялись бабусе.

Два жука

На полянке два жука
Танцевали гопака:
(Танцуем, руки на поясе)
Правой ножкой топ, топ!
(Топаем правой ножкой)
Левой ножкой топ, топ!
(Топаем левой ножкой)
Ручки вверх, вверх, вверх!
Кто поднимет выше всех?
(Встаем на носочки, тянемся вверх)

Мальчик — пальчик

Перебирают по очереди пальчики ребенка, приговаривая:
— Мальчик — пальчик,
Где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.

Топ-топ — Учимся ходить!

Ножки, ножки,
Бегите по дорожке,
Нарвите горошку.
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ-топ-топ-топ-топ,
Топ-топ-топ-топ-топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ-топ-топ,
Топ-топ-топ-топ-топ.

Сорока-ворона

Сорока-ворона
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.

Во время засыпания

Глазки спят и щечки спят
У усталых малышат.
Спят реснички и ладошки,
Спят животики и ножки.
И малюсенькие ушки
Сладко дремлют на подушке.
Спят кудряшки, ручки спят,
Только носики сопят.
Автор: И.Гурина

Бычок и козлик

Маленький бычок игрался
На цветочном на лугу,
Сам с собою он бодался,
Сам себе мычал он: «МУУУУУУ»
Было весело ему.

А неподалеку козлик пробегал:
Остановился на цветочном лугу,
И за бычком наблюдал.
И незаметно включился в игру.

«Вместе веселей играть,
Убегать и догонять.
Раз, два, три, четыре, пять.
Ты за мной бежишь опять!
Пять, шесть, семь,
Не догнать тебя совсем.
Семь, восемь,
Бежишь ты быстро очень,
Девять, десять.
Веселее вместе!!

Топотушка

Топотала, топотала —
Топотиночки стоптала!
А ещё потопочу —
Топотапочки стопчу!
Не пойду я на попятки,
Ведь остались топопятки!
И пойду, пойду опять
Я на пятках топотать!
Автор: А. Шевченко

Давай играться

Бычок, увидел братца,
Мычит: — «Давай бодаться»
Но братцу это нипочем,
Играет он себе с мячом.
«Давай не будем драться,
Иди ко мне, играться»

Упрямый котик

Не слушал котик маму
Был ужасно он упрямый.
Не хотел он кушать ложкой.
Язычком лакал из плошки.

Пришла весна

Пришла весенняя пора,
Из дома вышла детвора.
Все ребятки – крошки
Хлопают в ладошки.

Три-та-туш-ки

Три-та-туш-ки! Три-та-туш-ки!
Едет Маша на подушке!
На подушечке верхом!
Бух! С подушки кувырком!

Раз шажок!

Раз шажок! Два шажок!
Левый! Правый сапожок!
Я учу Алёшку
Топать понемножку!

Зёрнышко

Выйди, выйди, солнышко,
Мы посеем зёрнышко.
Скоро вырастет росток,
Потянется на восток,
Потянется на восток,
Перекинется мосток.
По мосточку пойдём,
В гости к солнышку придём.

Почему знакомство с литературой нужно начинать с поэзии?

Наверняка вы замечали, что малышу не так уж просто дослушать пусть даже очень интересную сказку, если она написана в прозе. К середине повествования он начинает ерзать и суетиться. А стихи, благодаря своей ритмичности, задерживают внимание юного слушателя надолго. Дети с легкостью запоминают коротенькие четверостишия. А еще, вы удивитесь, как несколько рифмованных строчек могут вам помочь в общении с малышом. К примеру, когда ребенок расплакался, вы можете отвлечь его, нашептывая любимое стихотворение на ушко. Утирая слезы маленький капризуля, с удовольствием подхватит знакомые строчки.

Зачем учить стихи с детьми?

Многие считают, что заучивание стихов с маленькими детьми — просто дань моде. Позвольте не согласиться, повторение занимательных четверостиший тренирует память и усидчивость, развивает воображение и несет в себе воспитательный момент. Хорошие стихи прививают детям такие человеческие качества, как доброта и любовь к труду, уважение к старшим и сочувствие ближним.

Яркие образы, ритмичность и простота слога превращают, казалось бы, рутинное занятие в увлекательную игру, погружая малыша в мир литературы. Через маленькие четверостишия ребенок узнает много нового и полезного, учиться думать и пополняет свой словарный запас.

А чтобы юному непоседе было интересно, к чтению стихов нужно подойти творчески, демонстрируя то, что вы проговариваете. Показывайте картинки или фотографии, используйте движения, мимику и жесты, превращая занятие в интерактив. Просите малыша повторять за вами. Комментируйте текст. Выбирайте яркие и познавательные четверостишия.

С какого возраста начинать?

Часто родители спрашивают: с какого возраста начинать учить стихи? Вы можете начинать этот творческий эксперимент хоть с рождения, однако, стоит оговориться, что до двух лет стихотворения не нужно специально разучивать. Делайте это, как бы, между прочим: во время прогулки или игры, принимая пишу или поднимаясь по ступенькам. Для этого подойдут коротенькие четверостишия, шутки-прибаутки и потешки. Можете читать сами, а можете включать аудиокниги.

Коротенькие рифмы легко запоминаются детьми. Завоевав, таким образом, интерес ребенка к чтению, вы увидите, как очень скоро, он будет вас просить читать большие сказки.

Если ваш малыш — непоседа, и его сложно удержать на месте, выберите те стишки, которые можно проговаривать во время утренней гимнастики, игры, прогулки, похода в магазин или по дороге в детский сад.

Итак, уделяя заучиванию стихов от 5 до 20 минут в день, вы:

  • помогаете малышу сформировать красивую и грамотную речь;
  • тренируете его память, усидчивость и умение слушать;
  • общаетесь с ребенком;
  • в непринужденной форме изучаете окружающий мир.

Что нравится деткам?

Важно знать, что не все стихи одинаково интересны малышам. Есть классические произведения, на которых выросло не одно поколение. Стихи Сергея Михалкова, Корнея Чуковского и Агнии Барто не утратили своей популярности и сегодня. А сколько эмоций у малыша вызывают четверостишия из народного творчества «Мишка косолапый», «Гуси-гуси!» и «Ладушки-ладушки». Но есть такие произведения, которые даже в очень красивом и выразительном исполнении не могут удержать внимание юных слушателей.

Подбирая поэзию для малыша нужно обратить внимание на два важных момента:

  1. Дети любят простые тексты с понятными словами.
  2. Предложения должны быть построены по простой схеме: существительное-глагол. Например, кто и куда пошел или кто (что) и с кем (чем) сделал.

Как видите, если правильно подобрать материал и творчески подойти к занятиям, то ежедневное путешествие в страну знаний превратится в захватывающее приключение.

Вернуться в раздел Детские стихи