Стихи Агнии Барто для малышей

Есть писатели, чье творчество продолжает жить еще долго после них. Агния Барто — одна из них. Ее поэзия многогранна, как и сама поэтесса. Ее добрые, светлые стихи интересны и всегда актуальны. Их любят и дети, и взрослые.

Флажок

Горит на солнышке
Флажок,
Как будто я
Огонь зажёг.

Лошадка

Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шёрстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.

Козленок

У меня живет козленок,
Я сама его пасу.
Я козленка в сад зеленый
Рано утром отнесу.
Он заблудится в саду –
Я в траве его найду.

Мишка

Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу –
Потому что он хороший.

Самолёт

Самолёт построим сами,
Понесёмся над лесами.
Понесёмся над лесами,
А потом вернёмся к маме.

Кораблик

Матросская шапка,
Верёвка в руке,
Тяну я кораблик
По быстрой реке.
И скачут лягушки
За мной по пятам,
И просят меня:
– Прокати, капитан!

Слон

Спать пора! Уснул бычок,
Лег в коробку на бочок.
Сонный мишка лег в кровать,
Только слон не хочет спать.
Головой качает сон,
Он слонихе шлет поклон.

Бычок

Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
– Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!

Грузовик

Нет, напрасно мы решили
Прокатить кота в машине:
Кот кататься не привык –
Опрокинул грузовик.

Мячик

Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
– Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.

Котёнок

Котёнок возится с клубком:
То подползет к нему тайком,
То на клубок начнет кидаться,
Толкнет его, отпрыгнет вбок…
Hикак не может догадаться,
Что здесь не мышка, а клубок.

Сто одёжек

Лиф на байке,
Три фуфайки,
На подкладке
Платьице.
Шарф на шее,
Шаль большая,
Что за шарик
Катится?
Сто одежек,
Сто застежек.
Слова вымолвить
Не может.
Так меня
Закутали,
Что я не знаю,
Тут ли я?

Лягушата

Пять зеленых лягушат
В воду броситься спешат
Испугались цапли!
А меня они смешат:
Я же этой цапли
Не боюсь ни капли!

Смешной цветок

Смешной цветок поставлен в вазу!
Его не полили ни разу,
Ему не нужно влаги,
Он сделан из бумаги.

А почему такой он важный?
А потому, что он бумажный.

В центре внимания Барто — ребенок. Она пишет на современные темы о современных детях. Особенность ее стихов — простота, чувство юмора, детский слог, легкая рифма. Она умело сочетает в своих произведениях детское и взрослое. Барто пишет так, что взрослый видит себя вчерашнего и мысленно возвращается в детство, а ребенок узнает себя настоящего и с удовольствием наблюдает за собой со стороны.

Уникальность поэзии Агнии Львовны состоит в том, что она не просто развлекает детей, она их воспитывает. Через своих героев поэтесса учит малышей любить ближних, уважать старших, защищать слабых.

Знакомиться с произведениями Барто можно с раннего детства. Когда кроха еще совсем маленький, читайте ему стихи с выразительной интонацией, а он пусть копирует вас, подражая героям. Разыгрывайте сценки из произведений. Когда ребенок подрастет, заучивайте стихи наизусть. Произведения Барто совсем небольшие, их осиливают даже самые маленькие.

Источником вдохновения поэтессы был фольклор, поэтому ее стихи полны афоризмов, а строки из некоторых произведений стали пословицами.

Когда Агния Львовна выходила на сцену и начинала читать свои стихотворения, детская зрительская аудитория дружно подхватывала за ней. Барто не раз говорила, что ее дело сочинять стихи, а рассказывать их должны сами дети.

Агния Львовна получала много писем от ребят, она старалась всем отвечать. Благодаря этому общению поэтесса пополняла свою творческую копилку, черпала вдохновение.

Дети любят Барто, потому что видят себя в ее стихах. Она умеет говорить со своим маленьким читателем просто, легко, задорно о важном. Автор выступает от лица своего читателя, апеллируя к малышу, она выбирает простой и понятный для него язык.

Поэтесса умело переплела в своем творчестве юмор и лирику. Она искренне верила, что смех — главный союзник взрослого в воспитании ребенка. Вместе с тем ее сатира незлобная. Барто высмеивает то какой-то недостаток, то определенный типаж, то нежелательное явление, но не самого ребенка. Чтобы малыш усвоил ее урок, Агния Львовна дает имена своим героям и наделяет их яркими чертами. Потом, услышав какое-то имя, ребенок будет ассоциировать его с определенными качествами.

Барто хорошо знакомы детские шалости, ребячьи хитрости, она умеет рассказать об этом весело, по-доброму посмеяться над проказником. Описывая своих героев, она никогда не выражала к ним явного своего отношения. Она как бы наблюдала со стороны. Барто не читает нотаций, не произносит длинных нравоучений. Она просто расставляет нужные акценты, шутя по поводу тех или иных поступков. Ребенок сам делает выводы, он сам понимает, кто хорошо поступает, а кто — не очень, с кого следует брать пример, а чье поведение не стоит копировать.

Еще одна характерная особенность поэзии Барто: когда она пишет о хороший поступках детей, она ведет повествование от первого лица («Тяну я кораблик по быстрой реке…», «Нет, напрасно мы решили прокатить кота в машине…», «Самолет построим сами…»), а когда хочет показать, что герой плохо поступает или бездействует, говорит от третьего лица («Зайку бросила хозяйка…», «Наша Таня громко плачет…»). С помощью этого приема она ненавязчиво объясняет своим юным читателям, что хорошо, а что плохо.

Стихи Барто для малышей написаны хореем. Они естественны, динамичны, их интонация яркая и выразительная, язык разговорный.

Вернуться в раздел Детские стихи