Дошкольный возраст насколько чудесный, настолько и ужасный. Родители таят от детского очарования и непосредственности, но часто приходят в отчаяние от того, что не получается договориться с обаятельной нехочухой. Но многие родительские промахи можно предотвратить, если помнить, что малыши до 5-6 лет:
- ничего не делают во вред взрослым, не хотят вам насолить и испортить жизнь. Просто они еще не все умеют и особенно — справляться со своими чувствами;
- они не справляются со многими вещами в силу того, что их мозг и тело еще не созрели для этого. Поэтому требовать от трехлетнего и даже от пятилетнего малыша быстрее собираться почти бессмысленно. Как и аккуратно складывать вещи, убирать всегда за собой игрушки, не забывать чистить зубы, быть ответственным, дружелюбным и многое другое;
- это возраст, когда дети учатся многим вещам, в том числе и самым простым. Но им мало сказать, как правильно, а потом ждать от них безукоризненного исполнения. Дошкольникам надо показывать, разъяснять и поддерживать их попытки научиться. Показать на собственном примере надо не 1-2 раза, а раз 10-15.
Важно помогать малышу развиваться и становиться самостоятельным, не подавляя его личность.
10 советов для родителей дошкольников
- Не делайте того, что дети могут делать сами. Взрослому проще и быстрее самому накормить ребенка самому, убрать все игрушки, но так мы забираем у него возможность улучшить свои навыки. Тем более, что после года дети яростно отстаивают свою самостоятельность словами «Я сам». Этот этап детского развития надо всячески поддерживать, а не блокировать. Кроме, конечно, случаев опасности для жизни.
- Не бросайтесь на помощь при первых детских неудачах. Красиво нарисовать линию, надеть футболку, донести чашку и ничего не разлить получится не сразу. Потерпите оказывать помощь и воздержитесь от замечаний.
- В Монтессори-педагогике есть правило: не исправлять то, что сделал ребенок. Например, он научился вытирать со стола. Первые попытки будут неуклюжими, но сам малыш будет чрезвычайно горд собой. Если вы ту же секунду броситесь исправлять и поучать его, то эта гордость и желание убирать за собой быстро испаряться. «У меня ничего не получится», «Давай лучше ты» — вот, что потом говорят такие дети, которые боятся совершить ошибку.
- Чаще замечайте и отмечайте хорошие поступки и достижения ребенка, чем его промахи. В благих целях взрослые охотнее заостряют внимание ребенка на его проступках. Тем самым, мы как бы даем сигнал: для того, чтобы привлечь внимание, надо сделать что-нибудь нехорошее. Поменяйте это правило, и ребенок охотнее будет стараться вас порадовать хорошим поведением.
- Если ребенок проштрафился, дайте ему возможность все исправить. Разрисовал пол красками? Пусть поможет его помыть. Исправляя свои ошибки, он видит, что у поступков есть последствия, с которыми ему придется иметь дело. Но родительский крик и возможное наказание заставят его бояться, но не научат исправлять ошибки.
- Привлекайте ребенка к домашним делам. Пусть это будет что-то простое и посильное для его возраста, вроде полива цветов, развешивания белья, вытирания пыли с мебели. Такие обязанности помогают малышу взрастить в себе уверенность, что у него получается и что он вносит свой вклад в семью.
- Сделайте свободную игру приоритетной в вопросе детского развития. Не торопитесь развлекать, когда ему скучно. Дайте возможность детскому воображению проявить себя.
- Используйте игру в общении с ребенком. Дети учатся во время игры — вовсе не абстрактная фраза. Трехлетку намного легче одеть, если помогать ему будет самолетик или какой-нибудь сказочный герой. Это потребует от родителей задействовать фантазию, но зато снизит накал страстей во многих вопросах.
- Предупреждайте ребенка о смене деятельности. Когда дети чем-то увлечены, им трудно по первому требования переключить свое внимание. Например, во время прогулки предупредите немного заранее, что скоро надо будет идти домой. Так у ребенка будет возможность смириться с этой мыслью и закончить игру.
- Старайтесь придерживаться режима дня. Дети любят предсказуемость и последовательность. Так им легче выполнять рутинные действия.
Была ли эта информация полезной?
ДаНет