Журнал

Дети и Интернет: что родители могут рассказать ребенку

Бессмысленно современного ребенка ограждать полностью от виртуального мира и гаджетов. Можно, конечно, но если вы сами далеки от всего этого и живете там, где этим никто не пользуется. В остальных случаях, намного эффективней будет стратегия разумного потребления.



Родители становятся первыми людьми, которые могут научить ребенка ответственно использовать Интернет-пространство и не попасть в неприятности в виртуальном мире. Когда стоит начинать такое обучение? С того момента, когда в руки ребенка попадает смартфон или планшет.

Обычно это происходит в возрасте 2-3 лет, когда ребенок сам может нажать на необходимые кнопки, чтобы волшебный экран показал ему любимый мультфильм. В таком возрасте не стоит малышу читать ни лекций, ни нотаций о вреде гаджетов. Установите родительский контроль и время просмотра. Сделайте подборку хороших мультфильмов и не оставляйте ребенка одного серфить в интернете. На том же Yuotube есть ролики, которые имитируют детские мультфильмы, но само содержание либо очень глупое, либо опасное для детской психики.

Вы не найдете единых рекомендаций, какое количество времени будет безопасным для тоддлеров. Оно колеблется от 10 минут до 1 часа. Так как в этом возрасте, ведущая деятельность — игра и познавание мира руками, то лучше, чтобы гаджет не стал основной игрушкой малыша.

В 4-5 лет уже можно общими словами объяснить, что такое Интернет и для чего он нужен, как включать и выключать компьютер. Но это еще не тот возраст, когда можно отправить ребенка в самостоятельное плавание. Поэтому родителям лучше контролировать, что и сколько смотрит ребенок. Правда, придется уже учитывать его мнение и предпочтения.

В старшем дошкольном возрасте родители могут формировать у ребенка хороший вкус, выбирая для детского просмотра поучительные и добрые мультфильмы. Не стоит ставить строгий запрет на те мультики, которые не нравятся вам, но вызывают интерес у ребенка. Если в них нет ничего подозрительного (сцен насилия, грубости и т.д), то они имеют право присутствовать в жизни детей. Во-первых, ребенок может иметь свое мнение, во-вторых цензура и запреты приводят к тому, что дети стараются достать это любыми способами и без вашего разрешения.

В школьном возрасте уже приходит время осваивать интернет не только в качестве помощника по развлечениям, но и для развития и обучения. В принципе, существуют онлайн-программы и для детского раннего развития. Но насколько они эффективны мнения специалистов расходятся.



С чем надо знакомить школьников:

  • что такое соцсети, электронная почта, облачное хранилище, приложения и как ими пользоваться
  • что кибербуллинг и почему надо об этом рассказать родителям
  • почему нельзя никому в сети писать свой адрес, номер телефона, номер кредитных карточек и разглашать любую семейную и конфиденциальную информацию
  • что есть хорошие сайты и плохие (порносайты). Не все родительские фильтры могут защитить ребенка от попадания в эти дебри. Главное, чтобы ребенок мог обратиться к вам и получить адекватную помощь
  • об опасных ссылках и письмах, в которых могут содержаться вирусы, угрозы и вымогательства интернет-мошенников
  • о том, что в сети людям легко выдавать себя за других, поэтому нельзя встречаться без взрослых с онлайн-друзьями, а заводить дружбу с незнакомыми людьми надо крайне осторожно
  • о том, что все действия в интернете также регламентируются законодательством, т.е за оскорбления, мошенничество, буллинг можно ответить перед законом.
  • что такое поисковые системы и как искать информацию.

Родителям надо помнить, что критическое мышление формируется у детей постепенно, т. е даже тщательные инструкции не гарантируют того, что ребенок все запомнит и не сделает ошибок. Поэтому личный родительский пример тоже играет большую роль. Например, мама и папа могут показать, как использовать сеть для обучения, поиска интересной информации, собрать коллекцию познавательных передач, рассказывать об опасностях интернета на примерах из жизни. Расширить знания ребенка о возможностях компьютера и сети помогут  и разные курсы, которые обучают пользоваться разными программами. Например, мультфильмы можно не только смотреть и научиться их создавать на курсах анимации.

Самое основное о чем стоит помнить родителям: 

  1. Интернет — один из главных инструментов современного мира. Детей надо учить им пользоваться.
  2. В раннем возрасте гаджеты не должны быть главной игрушкой. В этом возрасте у детей другие задачи.
  3. Запреты и критика — плохая тактика. Для опасного контента используйте родительские фильтры и объясняйте почему не стоит это смотреть. В остальных случаях — помогайте формировать хороший вкус личным примером.
  4. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок, нашедший что-то шокирующее в интернете, смог обратиться к вам за помощью и разъяснениями. Это на тот случай, если фильтры и программы не сработают.
  5. Стоит заранее предупредить ребенка об виртуальных опасностях: кибербуллинге, незнакомцах, вирусах и т.д.
  6. Будьте готовы объяснять и помогать ребенку осваивать интернет-пространство. Оставьте идею тотального контроля, если хотите быть в курсе того, чем интересуется ребенок.
  7. Старайтесь быть в курсе технологических новинок, чтобы оставаться для подросшего ребенка авторитетом в вопросах интернета.
Была ли эта информация полезной?
ДаНет