С началом школы родительские собрания становятся частью жизни родителей. Мало кому они нравятся, но многие стараются быть в курсе дел и честно сидят несколько часов за школьной партой.
Еще меньше родительские собрания нравятся детям. К сожалению, тема большинства встреч учителей и родителей – “у кого какие оценки, кто в чем провинился, сдайте, пожалуйста, деньги”. И – прощай спокойный вечер в семейном кругу!
Как не драматизировать и пережить собрание с наименьшими потерями, рассказывает психолог Светлана Ройз.
Как пережить родительское собрание
Когда мы идем на собрание в школу, наш мозг делает “петлю времени” и возвращает нас в детство. Со всеми эмоциями и напряжением, которые были связаны с родительскими собраниями нашего детства. Важно напомнить себе: “Я вырос, я взрослый”.
Когда мы идем в школу, мы нередко изначально противопоставляем себя и свою семью школе и системе образования. И заранее настроены на сопротивление.
Важно: держать внутри фокус – мы сотрудничаем со школой во благо ребенка. Учителя не враги. Они часто сами напуганы оценивающими и критикующими родителями и администрацией.
Вы до сих пор верите, что оценки отражают объективные знания? Если мы зациклены на оценках, то теряем возможность гармонично относиться к ошибкам и развиваться. И делаем из детей невротиков-перфекционистов или “пофигистов”.
Только родитель – и то не каждый – в состоянии осознать, сколько шагов сделал ребенок к “новой” оценке. Только грамотный и чувствующий педагог оценивает динамику и вклад ребенка в самого себя и в предмет.
Нынешняя система образования пока еще ориентируется на классический IQ. Логико-лингвистический. Почитайте, пожалуйста, о теории множественного интеллекта Говарда Гарднера. Он описывает:
- Логико-математический интеллект.
- Словесно-лингвистический интеллект.
- Пространственно-механистический интеллект.
- Музыкальный интеллект.
- Телесно-кинестетический интеллект.
- Межличностно-социальный интеллект.
- Внутриличностный интеллект.
Ребенок, получающий плохие оценки по физике, вполне может быть успешен в каком-то другом направлении.
Как бы ни учился ребенок, что бы о нем ни говорили, это не должно влиять на нашу самооценку и заставлять нас чувствовать себя “плохим родителем”. За это свое ощущение “плохости” родители иногда “мстят” ребенку, придя с собрания.
За каждым системным “проступком” ребенка, за его “плохостью” стоит неочевидная, но важная причина. Когда учитель произносит: “…а теперь ваши оценки”, видно, как спины родителей “костенеют”.
Важно: оценки, о которых нам рассказывают, – это не оценки нас или наших детей. И мы, и наши дети стабильно хороши и уникальны. Это оценки знаний и усердия по конкретному предмету. Плохая оценка не говорит о том, что ребенок – или родитель – плох, мы же помним об этом?
Озвучивать оценки и рассказывать о “непродуктивности” ребенка публично, тем более сравнивая его с другими, – неэтично. Мы можем смело остановить преподавателя и просить, чтобы на эту тему он общался с родителями наедине.
Важно помнить
- Ребенок не учится, то есть не воспринимает информацию от того преподавателя, которого боится и не уважает. Так уж устроен наш мозг.
- Если вам кажется, что у ребенка плохие оценки по конкретному предмету, уточните оценки других детей. Если у большинства детей оценки такие же, то проблема может быть в учителе.
- Ребенок часто в школьной жизни компенсирует что-то, что “недоукомплектовано” в семье. Например, отвечает плохой успеваемостью на обиды или родительское давление.
- Есть возрастные особенности, которые система образования совершенно не учитывает. Например, в те самые годы, когда школьная нагрузка огромна и на носу экзамены, гиппокамп – он отвечает в том числе за долговременную память – находится в угнетенном состоянии. Это значит, что мозг не в состоянии справиться с объемом информации, стихи и формулы действительно не запоминаются, а нервная и сердечно-сосудистая система работают на пределе сил. Снижение успеваемости и “школьная апатичность” в это время закономерны.
- В подростковом возрасте сильно снижается авторитет женщин-преподавателей, поскольку они попадают в архетип “мамы”.
Родители – щит, защищающий ребенка. Что бы ни происходило, он может и должен рассчитывать на наше понимание. Важно задать себе вопрос: я мама-папа или представитель системы?
Если мы понимаем, что нужно что-то откорректировать, стоит определиться: я справлюсь сам, или необходим помощник – психолог, репетитор, тьютор. Иногда ребенку важно попасть в другую группу, чтобы он смог проявить другие качества, почувствовал себя “новым” в другой среде.
Иногда новое хобби становится катализатором для развития, а иногда действительно важна работа психолога и репетитора.
В каком бы состоянии мы ни возвращались с собрания, важно подумать, как поддержать своего ребенка, за что его похвалить. И только потом начинать “разбор полетов”, если он вообще нужен. К примеру, можно сказать о том, какие качества и умения ребенка вызывают у вас уважение.
Все эти пункты написаны для того, чтобы по возвращении домой вы смогли искренне сказать, что любите своего ребенка. И если бы была возможность выбирать детей, вы бы выбрали именно его. Даже если с ним бывает сложно, грустно, обидно… А школа – это, конечно, важная часть жизни, но это всего лишь часть.
Доброго взросления!
Автор: Светлана Ройз
По материалам: www.psychologies.ru
Смотрите также: 6 интересных уроков, которые есть в школах других стран, но нет у нас Ребенок и школа. В чем ошибаются родители? 5 навыков, которым не научит школа