Аргумент “нравится” школой не принимается

Юлия Корж
Мама и педагог. Интересуюсь вопросами воспитания и развития детей.
Мама и педагог. Интересуюсь вопросами воспитания и развития детей.

У многих детей складываются довольно непростые отношения со школой. Дисциплина и оценки здесь всегда на первом месте. За годы учебы ребенок сталкивается с непомерно большими домашними заданиями, контролем знаний, взглядом на себя через призму успеваемости, ощущает влияние, а иногда и давление, коллектива.

Школьную систему постоянно пытаются реформировать, но пока весь этот процесс движется семимильными шагами и мало чем облегчает жизнь современного ребенка. А ведь он растет в совершенно новых условиях и требует к себе другого похода.

О буднях маленького первоклассника предлагаю вам прочитать в статье психолога и автора книг о воспитании детей Анны Быковой. Здесь вы не найдете ответов как быть и что делать, просто заметки о школьной жизни ее сына, но которые очень точно характеризуют нашу систему.

Про Сашку и школу

Толпа первоклассников во главе с учителем и в окружении родителей.

— А сейчас загадываем свое самое заветное желание и на счет «три» отпускаем шарики в небо!

— Мама, у меня есть желание оставить шарик себе, — Александр отделяется от тусовки.

— Да, — говорю, — так тоже можно.

— Раз! Два! Три! — командует учитель. — Кто еще шарик не отпустил? Отпускайте! Отпускайте!

— Спасибо, — говорит Александр, держа шарик, — у меня уже сбылось. — И направляется с шариком в сторону дома…

— Мама, а тебе эта книга нужна?

Замечаю у Сашки в руках «Психологию», первый том из трехтомника Немова.

— Нужна.

— А можешь мне ее подарить?

Удивляюсь.

— Могу.

— Спасибо.

Уносит к себе. Что-то читает…

Проходит неделя. В классе занятие с психологом. Приходит ребенок, рассказывает:

— Психолог сегодня каждого спрашивала, для чего он в школе учится. Все говорили: «Чтоб пятерки получать. Чтоб учиться хорошо». А я сказал – чтоб в мозгу новые нейронные связи образовывались.

— А что психолог тебе на это сказал?

— Ничего. У нее глаза большие стали. Как у тебя сейчас.

Начали задавать домашние задания. 

— Саша, достаточно, не надо дальше раскрашивать.

— Почему?

— Это вы завтра на уроке будете делать вместе с учителем.

— А мне нравится.

— Сейчас тебе еще задание по окружающему миру нужно сделать.

— Ну давай, я посмотрю, что там задано. Если это мне понравится больше, чем раскрашивать, то сделаю.

Эх, Санечка, тебе еще предстоит узнать, что в массовой школе аргумент «нравится» не первичен…

— Зачем писать «Ау»?! Я уже вчера писал «Ау»! Каждый день, что ли, это «Ау» писать?!

Ребенок гневно бунтует, размазывая слезы по глазам.

— Не пиши.

— Нельзя не писать! Учитель спросит, почему не написано!

— Давай я напишу?

— Правда?

— Правда. Я за тебя напишу «Ау».

Сашка, всхлипывая, засыпает у меня на руках…

Он спал с двух часов дня до семи вечера. Он проспал тренировку в шахматной школе… Я выводила «Ау», стараясь чтобы было похоже на Сашкин почерк. Ребенок был в таком состоянии, когда мотивировать на выполнение задания бесполезно. Лучше обнять и дать поспать…

Мы в тот год убрали все доп. занятия, чтобы справляться с нагрузкой в гимназии.

Разговоры за чашкой чая. 

— Саша, а от чего тебе бывает радостно?

— Когда на дом ничего не задано и в прописи писать не надо.

— А еще?

— Когда всего три урока, как в было в самом начале учебы, а не пять, как сейчас.

— А еще?

— Когда учитель заболел.

— А еще?

— Когда выходные наступают.

Шла середина самой первой четверти самого первого класса. Что-то не так с этой школой…

— Сань, а мне нравится твоя учительница. Она такая умная, ответственная, собранная.

— Она никогда не улыбается и не шутит.

— Понимаю.

И мы вспоминаем позитивную воспитательницу из Сашкиной группы, которая осталась в детском саду. Она всегда улыбалась и много шутила.

Первое замечание в дневнике. «Бегал на перемене». Хорошо, что не на уроке.

— Вам нельзя на переменах бегать?

— Нельзя. Но мы бегаем. Пока учителя нет. Когда она уходит куда-нибудь далеко на другой этаж. Я сегодня не заметил, что она вернулась.

— Что теперь будешь делать?

— Я буду брать с собой книгу и читать на переменах, чтобы бегать не хотелось.

Думала спросить, как же двигательная активность и все такое… Но промолчала. Стало любопытно, неужели правда читать будет?

Второе замечание в дневнике. «Не следил за текстом в классе».

— Ты не читал текст?

— Я читал, только другое.

— Что другое?

— Ну, книгу… под партой держал… Я на перемене не успел главу дочитать, а там самое интересное.
Круто. Он правда читает и ему интересно.

Третье замечание. «Заполняй дневник внимательно». В нескольких местах красной ручкой зачеркнуто «география» и надписано «окр. мир».

— Почему ты всегда пишешь география, если предмет называется «окружающий мир»?

— Потому что мне нравится география. Я хочу учить географию. А «окружающий мир» это почти география.

Заполняя дневник на следующую неделю, он снова пишет «география». Он так хочет. Он упрямый. Жду нового замечания.

— Мама, я придумал, зачем можно ходить в школу!

(Видимо новые нейронные связи в школе не образовывались, и в марте месяце Сашка нашел новый смысл в посещении школы.)

— И зачем же?

— Деньги зарабатывать!

— Как?

— Вот, я сегодня заработал 120 рублей!

— Как?

— Продал одноклассникам лишние канцтовары! Кстати, я подумал, а зачем нам два калькулятора?

— Сань, я не знаю, чем чревата незаконная коммерческая деятельность на территории школы. Я тебя поздравляю с успешным опытом, но давай больше так не делать.

Ну вот, я лишила ребенка вновь обретенного смысла в посещении школы…

— Мамочка, я так устал сегодня. Можешь за меня форму аккуратно повесить?

— Можешь сегодня повесить ее не аккуратно, а как попало. Потому что последний учебный день. А за лето, скорее всего, она тебе станет мала.

У ребенка глаза заблестели.

— А можно я ее брошу?

— Сегодня можно. Уже каникулы.

— Е-эээ!!!

Что тут началось! Он ее бросил несколько раз. Потоптался, поднял и еще раз бросил. А потом позвал собаку.

— Марта! Марта, ко мне! Лежать! Вот тут лежать! Поваляйся на моей школьной форме!

Примерно с такими же эмоциями мы после защиты диплома на 5 курсе жгли за студенческой общагой тетради с конспектами лекций… Успокаиваю себя: зато ребенок в контакте со своими эмоциями и имеет возможность их свободно выражать.

Свободолюбивому и творческому Сашке тяжеловато дался этот учебный год. Неумолимо приближался новый…

— А что, дети, цветы завтра учителям понесете? Что покупать будем?

Арсений (лояльно) говорит:

— Я понесу одну розу.

Сашка (мрачно):

— А я две мимозы.

И мы со старшим валимся с хохота…

Грусть меня догоняет потом. Ребенок еще не в курсе правила четности-нечетности при составлении букетов. И вряд ли помнит, как выглядит мимоза, ибо цветы всегда были мимо его интересов. Но его неосознаваемый выбор очень точно выразил его отношение к школе.

Ребенок сидит у компьютера.

— Сань, пора спать, а у тебя еще английский не сделан.

— Я потом. Я пока не хочу.

— А чем ты занят?

— Я решаю контрольную.

— Какую контрольную?

— Я в электронном дневнике зарегистрировался и нашел контрольную.

Заглядываю через его плечо на экран монитора.

— Ты решаешь контрольную за пятый класс?

— Да, она легкая.

— Но тут сложение трехзначных чисел столбиком.

— Да, меня Арсений научил.

— Зачем?

— Я захотел. Мне нравится.

— А английский?

— А английский не нравится.

Первая двойка. По английскому. Естественные последствия игнорирования домашнего задания. Вот, уже второй класс, а Сашка отказывается принимать, что в массовой школе аргумент «нравится» не первичен…

— Почему я 28-й по рейтингу? Я, что ли, самый глупый? Я же математику за пятый класс решаю! Почему на первом месте тот, кто даже не знает, что вторая по площади после России — Канада, а Бетельгейзе больше Солнца?!

Вот черт… В электронном дневнике есть кнопочка «рейтинг». Добро пожаловать в социум с его иерархическим мышлением. Вот тебе пирамида школьной успеваемости.  Однако интересно, почему вдруг 28-й?

— Посмотри, оценки в дневник пока выставила только учительница по английскому. Это рейтинг по английскому, в котором тебе аукнулась двойка за домашнее задание.

— А, понял.

— Запомни, эта система не учитывает все твои знание и умения, тем более за пределами школьной программы. Она считает только оценки, поставленные учителем. Если не нравится быть на 28-м месте, нужно выполнять все домашние задания.

Автор: Анна Быкова

По материалам: www.annabykova.ru

Подписывайтесь на паблик-чат Я happy МАМА в Viber

Смотрите также:
Шалва Амонашвили: Школа – это мастерская человечности
Школа без компьютеров
Людмила Петрановская: вера в ребенка и точка покоя

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: