Все начинается с семьи, с детства. С этим уже никто не смеет спорить. Барбара ШЕР — всемирно известный лектор, автор книги «Мечтать не вредно» и методики о том, как получить в жизни то, чего действительно хочешь. Ее послание нашло отклик в сердцах миллионов людей. Она сотни раз выступала со своей программой перед крупнейшими компаниями из списка Fortune 100, на родительских конференциях для одаренных детей и даже в сельских школах. В своей книге Барбара ШЕР приводит 7 вопросов о семье, в которой вы растите своих детей или росли сами. Она уверена, что именно семья растит победителей — людей, способных найти свое призвание и быть счастливыми. Задайте себе эти вопросы и попытайтесь ответить на них. Итак, в вашей семье:
- Относитесь ли вы к своим детям так, будто у них есть уникальный дар, заслуживающий любви и уважения? К сожалению, очень часто родители не считают своих детей особенными, «остужая» их каждый раз, когда им кажется иначе. Мы пытаемся оградить своих детей от разочарований или унижений, которые могут выпасть на их долю. На всякий случай мы прививаем им то, что они такие же как ВСЕ. Однако, став взрослыми, они не могут перешагнуть через «Да кто я такой, кем я себя возомнил, да разве у МЕНЯ получится». Поймите, каждый человек уникальный, такого ребенка как ваш — больше нет, не было и не будет. Уже это обстоятельство делает его особенным. Дайте ему шанс поверить в это.
- Говорите ли вы своим детям то, что они могут делать все, что хотят и стать тем, кем захотят — всё равно их будут любить и восхищаться ими? Ваш ребенок пришел из школы и говорит: «Я точно хочу стать кинозвездой!». Вместо «Звучит здорово! Наверняка у тебя отлично получится!», дети часто слышат: «Если бы кинозвездой было так просто стать, все сплошь были бы кинозвездами. Хватить мечтать, иди лучше подумай, какие оценки тебе нужны для поступления в колледж!». Тогда планы и ожидания начинают подстраиваться под представления о жизни родителей — что доступно и правильно. Кому-то прививаются идеи о том, что везде нужны связи и деньги, другому, что он должен быть врачом, так как в семье все врачи в седьмом поколении, третьему, что он мужчина, и профессия актера не для него, четвертому, что она девочка, и пускать ракеты в небо — неженское дело. Так мы лишаем наших детей высшей задачи — найти свое предназначение в жизни.
- Оказываете ли вы помощь своим детям, одобряете ли поиск интересного для них занятия? Помогаете ли понять, как это делать? Это очень важный вопрос. Даже если на первые два вопроса вы ответили ДА!, то в третьем вопросе речь идет о том, что родителям важно использовать свои знания о мире и опыт, чтобы показать ребенку удивительные вещи, которые можно сделать и которые делают люди, похожие на него. Видя интерес ребенка в какой-либо области, родителям нужно бережно подпитывать и поддерживать этот интерес, предоставляя самые разные ресурсы — книги, материалы, фильмы, людей. Помочь записаться в библиотеку, показать стеллаж с научной литературой, подарить микроскоп, прекрасные краски, обустроить террариум. Талант — врожденный, а навыки мы приобретаем. Чтобы обрести лучшие навыки, ребенку нужен проводник, который приведет его к тем людям, которые этими навыками обладают. И этим проводником можете стать вы.
- Поддерживаете ли вы стремление ребенка следовать всем его способностям и интересам, даже если они меняются каждый день? Ключевое слово в данном случае — исследование. Детство — самое лучше время перепробовать миллионы возможностей. Сегодня ты актер, завтра — пожарный, послезавтра — пекарь, а через неделю — вообще клоун. Таланты и интересы ребенка нужно воспринимать очень серьезно, предоставляя ему возможность быть разным и пробовать.
- Разрешаете ли вы своим детям жаловаться, когда становится тяжело, сочувствуете, а не уговариваете все бросить? Правильная позиция родителя здесь заключается в следующем — поддержать и направить. Например, сказать: «Да, жутко тяжело, помню свои учебные годы!». Обняться, может быть даже где-то поваляться в постели минут 10-15, излить душу, а потом сказать: «Ну что, все? Давай, теперь соберись. Пора попытаться еще разок. Да, это действительно трудно, но ты можешь это сделать». И возможно предложить свою помощь.
- Выручаете ли вы своих детей, когда они не могут с чем-то справиться — и без упреков? Да, мы зачастую вытаскиваем своих детей из разных передряг. Но зато какую нахлобучку они от нас потом получают, что сложно сказать, что хуже для ребенка — сама ошибка или же наша реакция на нее. Гнев и упреки, которые мы обрушиваем на детей, бьют по их достоинству и желанию пробовать снова. А ведь на ошибках учатся, и каждый из нас должен совершить немало ошибок, чтобы подняться на новый уровень. Страх ошибок приводит к тому, что повзрослев, люди не рискуют, отсиживаются в своих теплых носочках и проживают свою скучную жизнь, так и не поняв, зачем они здесь. Поэтому дайте своим детям понять, что ошибки не означают, что они плохи. Научите их тому, чтобы не совершать одну и ту же ошибку более двух раз, тогда они запомнят этот урок и будут двигаться дальше.
- Есть ли в окружении ваших детей победители, которые радуются их успехам? Может быть — это вы? Сумели ли вы воспользоваться шансом, который давала вам жизнь? Добились ли вы в жизни того, чего хотели? Здесь речь идет не о деньгах, как может показаться на первый взгляд. Речь о призвании, о любимом деле, которым занимается человек. Победители — это довольные, любознательные люди, открытые, энергичные, которые с уверенность смотрят на жизнь и с уважением относятся к самим себе. Люди, которые с удовольствием погружаются в свое дело, — лучший образец для подражания. Потому что это люди, которые смогли найти нужные знания, материалы, источники, терпели неудачи, но не унывали, и в итоге нашли свое призвание. Именно в этом они могут преподать хороший урок детям. Постарайтесь окружить детей подобными людьми. Если вы сами являетесь таковыми, находите время общаться с детьми, рассказывать о своем пути, неудачах, удачах, обо всем.
Подумайте над тем, если бы к вам в детстве относились именно так, как описано в этих вопросах, чем бы вы занимались сейчас? Каким человеком бы вы были? Чего бы добились? Раскрепостите свое воображение, подумайте с размахом. А теперь подумайте о своих детях — есть только одна причина, которая сможет остановить их движение к своей цели, к возможности найти свое «Я» и великое предназначение. И это причина — вы, родители. Только вы можете либо расправить их крылья и подготовить к полету, либо обрезать и навсегда лишить возможности летать. Выбирать вам.