Платим за подписку на Telegram каналы

5 стратегий, которые помогут добиться от ребенка дисциплины без тайм-аутов и наказаний

Дошкольники вызывают у родителей противоречивые чувства. С одной стороны, они очень непосредственные и милые, от чего родительское сердце просто тает. С другой стороны, мамы и папы раз за разом оказываются бессильными перед детским упрямством или истериками. Мы грозно говорим: «Ты уже большой, прекрати немедленно!». Но стоит себе признаться, что это никогда не работает.

Может мы многого хотим от человечка четырех или пяти лет? Они растут очень быстро, меняются и взрослеют. У родителей появляется соблазн наделить ребенка взрослыми качествами: ответственностью, пунктуальностью и сдержанностью. Ведь он уже совсем не похож на того несмышленого малыша в коляске. Это наша первая ошибка.



Вторая — в том, что мы начинаем ругать, критиковать и наказывать ребенка. И отношения уже начинают напоминать поле боя, где родители превращаются карательный орган. Мы отчаянно пытаемся отстоять свой авторитет, не замечая, как ухудшаются отношения с детьми.

Психолог и автор книг Дебора Макнамара рассказывает, как можно избежать этого сценария, используя теорию привязанности.

Что важно знать о маленьких детях

Каждый маленький ребёнок хотел бы, чтобы его взрослые знали: он действительно испытывает уважение к тем, к кому привязан, и, в целом, хочет соответствовать их ожиданиям.

Вместе с тем дети живут моментом, и указания взрослых легко могут остаться незамеченными, если внимание ребёнка захвачено чем-то другим. Детям очень бы хотелось, чтобы родители не сердились на них за то, что они импульсивные, движимые инстинктами существа, которые действуют тут же, стоит только возникнуть импульсу и эмоции.

Те части мозга, которые отвечают за самоконтроль, у маленьких детей ещё только развиваются. Когда мы рождаемся, наш мозг развит лишь на 20% и в идеале должен стать более интегрированным в течение первых шести лет жизни.

Другими словами, мозг ещё только формирует связи, которые позволят разным его частям взаимодействовать друг с другом. Когда это произойдет, дошкольники смогут в большей степени контролировать сильные эмоции и свои поступки.

Следующие пять дисциплинарных стратегий не подрывают привязанность и безопасны для развития, что дает маленькому ребенку время подрасти.

1. Прежде чем давать указания – завладевайте вниманием.

Перед тем как давать ребенку указания, обратитесь к его инстинктам привязанности и тем самым задействуйте естественное желание следовать за вами. Расположитесь перед ребенком и постарайтесь дружелюбно завладеть его взглядом или, например, слухом, начав беседовать с ним о том, чем он сейчас занят.

Именно такой мягкий, но действенный способ привлечь внимание ребенка и сделать его восприимчивым к указаниям позволяет избежать многих проблем, связанных с «глухотой» и сопротивлением.



2. Распорядок и ритуалы.

Предсказуемые режим и распорядок дня помогают подготовить маленьких детей к тому, что от них ожидается, без необходимости командовать ими. Можно использовать песенки как сигнал к тому, что настало время уборки, пора надевать пижаму или чистить зубы.

Распорядок помогает компенсировать присущую детям неспособность осознавать полную картину происходящего, а также позволяет управлять их поведением без вреда для привязанности и развития.

3. Заручитесь хорошими намерениями ребенка.

Один из лучших дисциплинарных подходов с маленькими детьми предполагает действие на опережение в сложных для детей моментах, например, при нежелании «держаться за ручку на улице» или «делиться игрушками».

Вместо того, чтобы дожидаться проблем, можно заранее заручиться хорошими намерениями ребенка. После того как вы завладели вниманием ребенка, можно спросить: «Могу ли я рассчитывать на то, что ты будешь держать меня за руку, когда мы выйдем на улицу?»

Ребенок честно ответит. Если он скажет «да», то, возможно, на прогулке будет достаточно простого напоминания, что он обещал держать вас за руку. Если же ребенок скажет «нет», то, чтобы добиться сотрудничества, вы можете просто объяснить ему, почему так важно держать вас за руку.

Когда мы работаем на опережение, то есть до наступления проблем, и заблаговременно склоняем ребенка на свою сторону, мы можем предотвратить сильную реакцию и расстройство в сложной ситуации.

4. Избегайте тайм-аутов и других наказаний, основанных на разделении.

Желание ребенка следовать и слушаться необходимо оберегать, а это подразумевает, что мы не будем использовать против детей то, что им дорого. Разделение оказывает на ребенка наибольшее влияние, и подобные подходы – от тайм-аутов до методов в духе «считаю до трёх» – причиняют больше вреда нашим отношениям с детьми, чем пользы.

Для того, чтобы мы могли взаимодействовать с маленьким ребенком, были в состоянии завладевать его вниманием и направлять его, наши отношения с детьми должны быть крепкими.

5. Вооружите ребенка словами, описывающими его эмоции.

Маленькие дети нуждаются в помощи, чтобы научиться сопоставлять свои эмоции с названиями чувств. Когда они смогут описывать свое внутреннее состояние словами, например «я фрустрирован», они будут менее склонны сообщать свои потребности криком, кулаками или пинками. Если мы хотим, чтобы маленький ребенок выражал свои чувства и потребности цивилизованно, нам надо начать с того, чтобы вооружить его хотя бы несколькими словами, которые он мог бы использовать.

Дошкольники – живая иллюстрация чуда и красоты человеческого развития. За считаные годы они превращаются из импульсивных существ во вполне цивилизованных.

Значительная роль в этом процессе отводится родителям: им нужно компенсировать незрелость детей, направлять их к цивилизованным способам самовыражения, всё время продолжая заботиться о них. Если мы сделаем то, что положено сделать нам, природа непременно сделает всё остальное.

Автор: Дебора Макнамара

Перевод: Дарьи Нюберг

По материалам: www.alpha-parenting.ru

Была ли эта информация полезной?
ДаНет