Платим за подписку на Telegram каналы

5 правил конструктивной похвалы

Похвала бывает разной, но чаще всего родители ограничиваются словами «Молодец», «Какая ты у меня красавица/умница», «Так держать», «Ты все можешь». Фразы эти опасны не сами по себе, а в том контексте, в котором они произносятся. Их можно говорить часто и не по делу, что формирует у ребенка завышенную самооценку и страх перестать быть «молодцом» для окружающих.



А можно с помощью этих общих фраз отмахиваться от ребенка, когда занят или нет желания общаться. Но дети чувствуют неискренность и понимают, что за словом «молодец» скрывается родительское равнодушие к его работе.

Кроме того, родители произносят подобные хвалебные слова просто, потому что не знают, как еще можно похвалить ребенка. Если дети постоянно слышит только личностную похвалу (умница, красавица, гениально, прекрасно, отлично), то, как утверждают исследования психологов, они становятся зависимыми от похвалы и у них снижается мотивация продолжать то, чем они занимались. Плюс, они бояться пробовать что-то новое, так как не хотят быть неудачниками.



Но без ошибок, желания учиться чему-то новому, без интереса к самому процессу деятельности, а не только к результату, невозможно полностью понять на что ты способен. Поэтому ученые и психологи рекомендуют родителям переходить с личностной похвалы на конструктивную, которая помогает ребенку преодолевать трудности и стимулирует познавательную деятельность.

Как хвалить ребенка

Конструктивная похвала — это поощрение ребенка за приложенные усилия, желание развиваться и внимание к тому, что он делает. Вот пять правил такой похвалы:

  1. Похвалите усилия, методы и результаты, к которым он пришел. Например, «Ты применил новый подход к решению этой задачи и это сработало». Избегайте хвалить черты характера («Ты такой умный, ты справишься»).
  2. Похвала должна быть искренней и честной. Но это не значит, что ребенок должен как минимум совершить высадку на Луну, чтобы заслужить вашу похвалу. Даже в неудаче или проигрыше, можно найти моменты, с которыми ребенок справился.
  3. Не хвалите ребенка за то, с чем он легко и без усилий справляется, а также за внешность или ум. В последствии они всеми силами будут избегать более сложных или новых, непривычных задач, чтобы не ударить лицом в грязь.
  4. Опишите конкретно то, что вы видите и чувствуете по отношению к действиям ребенка. Например, «Ты использовал в своей картине необычное сочетание цветов. Мне нравится, как ты нарисовал наш дом».
  5. Не сравнивайте ребенка с другими. Дети, которых часто сравнивают с другими, быстро теряют интерес к деятельности, если не могут победить кого-то и также бояться стать неудачниками.

Когда мы хвалим ребенка, то хотим поддержать его и мотивировать на успех. В таком случае, намного эффективнее хвалить ребенка за приложенные усилия, действия и обращать внимание на сам процесс работы, а не только на полученный результат.

Была ли эта информация полезной?
ДаНет