12 практических советов, как справиться с ребенком-потребителем

pocket2fotolia_49416726_sub_295124908.jpg-682x1024

Маркетологи со всего мира тратят миллионы долларов на то, чтобы ежегодно выпускать новые игрушки. Тратят сотни часов на исследования и размышления о том, какую игрушку создать, чтобы ребенок захотел ее иметь. Дети для маркетологов являются очень «вкусным» сегментом, так как:

  • дети тратят свои карманные деньги;
  • они тратят деньги родителей;
  • дети являются крупнейшими потребителями будущего, лояльность которых формируется уже сегодня.

Таким образом, дети с пеленок становятся потребителями, диктуя родителям, что покупать и в каком количестве. Знакомая ситуация? Не обладая еще рациональным мышлением, дети легко подпадают под влияние рекламы, которая разрабатывается специально для них. К детям обращаются с экранов телевизоров, с наружной рекламы, со страниц журналов с одним лишь призывом — КУПИ!!!

12 советов помогут справиться вам и ребенку с потребительской манией:

  1. Дети есть дети. Дети до 7-8 лет просто не могут противостоять рекламному потоку, который ожидает их на каждом шагу. Мозг ребенка устроен таким образом, что рациональные объяснения не будут работать, так как ребенок еще не способен распознать, что его пытаются «заманить». Если он видит, что ему предлагают красивую яркую игрушку, которая светится и ходит как человек, он воспринимает это так, будто ему предлагают что-то очень хорошее, и он, безусловно, хочет обладать этим хорошим. Для него совершенно не важно, сколько это стоит, сколько у него уже имеется игрушек, сколько времени он будет в нее играть. Дети живут здесь и сейчас и их «хотелки» тоже. Учитывайте возраст ребенка, когда очередной раз пытаетесь рационально объяснить ребенку, что реклама – зло.
  2. Ограничьте совместные походы в магазин. Ошибочно было бы считать, что постоянные отказы в покупке сформируют характер и разовьют силу воли у ребенка. Любой нормальный ребенок будет просить купить ему что-то, если он находится в магазине. Поэтому ограничьте посещение тех мест, где ребенок не сможет себя контролировать.
  3. Телевизор — главный источник рекламы. Находясь перед телевизором, дети постоянно спрашивают у родителей «А ты мне купишь такой бластер? Куклу-русалку? Пони? и т.д». Поэтому, замените просмотр мультиков по телевидению на видео записи, где рекламы нет. Или попробуйте вообще месяц жить без телевизора, например, сказав, что он сломался. Как показывает опыт, если в жизни ребенка исчезнет телевизор, то его творческие способности возрастут многократно. Сначала будет тяжело, так как ребенку будет нечем заняться, и он будет донимать родителей, но постепенно он научится находить себе разные занятия, игры, книги и т.д.
  4. Больше общайтесь. С детьми школьного возраста уже можно разговаривать о том, что такое реклама, как она создается, какие цели преследует, и как люди становятся зависимыми от нее. Можно даже вместе придумать рекламу, например, для какого-нибудь продукта, и объяснить на примере, как это работает. А потом рассказать, что такое социальная реклама и на что она направлена.
  5. Мечтать — не вредно! Позвольте детям мечтать о новых вещах, ведь это не запрещено. Направьте эти мечты в нужное русло, например, пусть ребенок записывает на листочки свои желания и приклеивает их на холодильник. Объясните, что перед Новым годом Дед Мороз соберет их и что-то из этого подарит ребенку. Или раз в месяц будет прилетать фея и забирать по одному листочку, чтобы подготовить ему сюрприз. Не ругайте за мечты и желания, спокойно реагируйте на вопросы «А что ты мне подаришь?» или «Когда ты мне подаришь? », ведь все дети и взрослые любят подарки и это нормально. Вы даже можете поделиться с ребенком своими мечтами и желаниями.
  6. Научите ребенка копить. Объясните, что даже на мелкие покупки нужны деньги. Дети, как правило, любят заводить копилки и складывать в них свои сбережения. Однако вместе с этим придумайте, как ребенок может заработать! Если он любит рисовать и лепить, то расскажите, как зарабатывают художники, мастера. Может быть, в вашем окружении найдутся люди, которые захотят купить творчество вашего ребенка?!
  7. Наше окружение — есть мы. Формируйте окружение вашего ребенка. В случае, если у ребенка есть друг, который постоянно чем-то хвастается, и после общения с которым ваш ребенок постоянно что-то просит, сведите их общение к минимуму. С детства старайтесь создавать вокруг ребенка правильных людей, поощряя дружбу с детьми, которые не зациклены на новых игрушках.
  8. Будьте примером для ребенка. Если мама постоянно сидит в интернет-магазинах, очевидно, что ребенок поддастся этому потребительскому настроению. Если родители регулярно берут кредиты и не умеют жить по средствам, эта модель поведения закрепится и за ребенком. Поэтому, подавайте пример финансово грамотных людей, обсуждайте перед ребенком свой бюджет, финансовые цели, планируйте покупки, не забывая и о ребенке. Все это постепенно даст ребенку понимание, что деньги нужно тратить с умом.
  9. Больше разговаривайте. Психологи говорят, чем больше мы разговариваем с детьми, тем больше понимания между нами возникает. Это относится и к вопросу покупок. Расскажите ребенку, откуда в семье появляются деньги. Можно нарисовать схему, как мама и папа идут на работу, как они там работают, как им выплачивают зарплату, как они ее потом тратят на еду, одежду, обучение, помощь родителям, море, игрушки и т.п. Поиграйте в игры с использованием денег и на примере покажите, как быстро деньги могут закончиться, если покупать все подряд. Объясните, что если постоянно покупать игрушки, то на море, например, может не хватить, а он так любит плавать…
  10. Принцип “зато”.Что если денег в семье совсем нет? Прежде всего, постараться говорить об этом открыто, а не пытаться ругать ребенка за его просьбы что-то купить. Выдавать желаемое за действительное в данной ситуации не получится, поэтому будьте честны. Первый вариант — вы объясняете объективную причину сложившейся ситуации (купили квартиру, деньги уходят на лечение, потеряли работу, и т.д.). Второй вариант — вы причину не объясняете, но устанавливаете сроки, когда вы будете ребенку что-то покупать, так как ребенку нужна ясность, чтобы он постоянно вас не теребил вопросами. Например, на Новый год или на День рождения. Ориентируйте ребенка на то, что, это время пройдет, что несмотря на финансовые затруднения, ваша семья вместе, и вы любите друг друга, и это главное. Старайтесь использовать принцип «зато». Он очень помогает оценить те вещи, которые мы зачастую не замечаем. Говорите ребенку — «зато мы на выходные поедем в парк и поедим мороженое», или «зато у тебя есть самокат», или «зато мы летом поедем на рыбалку»…
  11. Иногда можно уступить. Как бы мы не старались оградиться от внешнего влияния, оно все равно оказывает на нас свое воздействие. Если вы видите, что наличие какой-то игрушки играет значимую роль в статусе вашего ребенка среди его окружения, то иногда лучше пойти на встречу. Ведь и взрослые также покупают дорогие телефоны и машины, чтобы быть принятыми в некую социальную группу.
  12. Родители — главные. И запомните, ребенок должен знать, что родители являются главными в семье, и они могут сказать «нет». Если вы понимаете, что вы не намерены покупать что-то, говорите об этом уверенно и четко, объясняя свой отказ. Будьте настойчивы и не теряйте самообладания, так как дети с первого раза редко понимают наши отказы, надеясь на то, что мы смягчимся. Однако избегайте фразы «это дорого», она абстрактна для ребенка, лучше скажите «это не входит в наши планы», «у нас запланированы другие покупки».

Напоследок, рекомендуем вам 5 книг для родителей о том, как научить детей обращаться с деньгами:

  1. Бодо Шефер «Пес по имени Money».
  2. Лилия Гольдберг «Дети и деньги: как научить ценить, экономить и тратить. Книга для умных родителей».
  3. Валерия Мельникова «Дети и деньги. Практические советы родителям».
  4. Елена Красавина «Дети и деньги. Растим миллионера».
  5. Джолайн Годфри «Как научить ребенка обращаться с деньгами».



Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: