Платим за подписку на Telegram каналы

Реакция на капризы ребенка

Многие родители жалуются, что ребенок капризничает, выматывает им все нервы, а вот как правильно реагировать на такое его поведение, они не знают или реагируют неправильно — результата нет.

как реагировать на капризы



Содержание
Что такое капризы
Причины капризов и правильная реакция в каждом случае

Что такое капризы

Для начала нужно понимать, что является капризом, а что ― выражением ребенком своих желаний, потребностей.

Мы знаем, что ребенок становится капризным, когда болеет, когда хочет спать, есть. Это нормально. Так он говорит нам о своих ощущениях, ведь речью он еще не овладел, да и свои состояния еще не осознал (даже трехлетний малыш с трудом понимает, что он хочет спать или плохо себя чувствует, потому что болен).

Но как только нам кажется, что повода для капризов нет, мы начинаем думать, что ребенок неправ, невоспитан, и его поведение начинает нас раздражать.

Итак, первым делом мы должны прислушиваться и присматриваться к ребенку. Должны научиться понимать его состояние и предупреждать капризы. Заметили, что малыш трет глазки ― значит, пора ему спать (лучше заметить время, оно обычно одно и то же, и выработать режим, тогда и капризов перед сном не будет); капризничает без повода ― измерили температуру, а вдруг заболевает? Если все эти варианты не подходят, ищем причину в другом.

Капризы ― это необоснованное требование ребенком чего-либо: «Хочу, но не знаю, что именно».

«Капризы ― характерный признак кризисного периода в жизни ребенка», ― как указывают отечественные психологи Д. Б. Эльконин, Л. С. Выготский и зарубежные, например, Э. Эриксон. Эмоционально ребенку тяжело переживать их. Слезы, гнев при этом искренние. Если же ребенок знает, чего он хочет, то это уже не каприз. Это отстаивание своих интересов, своей свободы, которые сопровождаются бурными эмоциональными реакциями: топаньем ногами, криками, слезами.

детские капризы



Причины капризов и правильная реакция в каждом случае

Итак, первая причина капризов ― физиологическое состояние малыша. В данном случае, улучшаем его физиологическое состояние: кормим, поим, укладываем спать, лечим в соответствии с рекомендациями врачей.

Вторая ― кризисный период в жизни ребенка (кризис первого года жизни, кризис трех лет ― «Я САМ», кризис семи лет, подросткового возраста). В данной ситуации родителям нужно набраться терпения и пережить его вместе с ребенком. Ему как никогда нужна в это время ваша поддержка, любовь, понимание.

Третья ― отстаивание своей свободы. Такого рода капризы начинаются у детей с 9–10 месяцев, когда малыш начинает активно познавать мир. Он везде сует свой крохотный носик, лезет туда, куда нельзя (к розеткам, например). И когда мама или папа не позволяют этого делать, начинаются слезы, крик. В данном случае, во избежание детских капризов, наилучшим вариантом будет не создавать такие ситуации, где малыш будет «плохо себя вести»: закрыть розетки, смягчить углы, убрать вещи, которые привлекут его внимание, а трогать их нельзя (пульт от телевизора, телефон и т.п.).

В случае, если мы не можем обойти такие ситуации, и малыш уже заинтересовался, то лучше переключить его внимание на что-то другое (бубенцы, игрушки, книжки, ваше тепло и внимание ― все в вашем распоряжении. «Ой, какая гусеница здесь» ― и малыш изменил курс своего движения в вашу сторону). Попробовать нужно с каждым ребенком и в каждой такой ситуации.

Но бывают детки, на которых такие хитрости не действуют. Они живут по принципу: «Вижу цель ― не вижу преград». Тогда просто берете его на руки, не обращая внимание на слезы и крик, относите в другую комнату (как бы выносите из ситуации каприза). Обычно, пока несут, малыш успокаивается, так как появляется интерес: «Что будет дальше?» и спокойно предлагаете ему игру. Через некоторое время (час-два) обсудите спокойно происшедшее, расскажите, почему нельзя, почему это плохо, поделитесь своими переживаниями.

Знайте, что после этого случая желание познать снова тот же предмет и сделать так же у ребенка возникнет еще не раз. Реагируйте одинаково. На третий-четвертый раз малыш привыкнет к мысли, что «этого делать нельзя», и изменит свое поведение. При капризах никогда нельзя идти на поводу: «Ну, ладно», «Хорошо, но только сегодня» ― так мы путаем ребенка, он капризничает с большей силой, доводит себя до истерик.



капризный ребенок

Четвертая причина ― отстаивание своих прав. Это случается тогда, когда малыш требует внимания мамы, а она занята, или когда он «хочет» игрушку (сок, еще что-нибудь), а получив, сразу же отвлекается на что-то свое. В данном случае происходит борьба характеров. Таким способом он проверяет, насколько ему позволено командовать, где границы его возможностей. Объяснения не действуют, ребенок хочет здесь и сейчас. Мне вспоминается в таком случае ситуация одной мамы: «Сначала я думала: «Что, мне тяжело испечь торт, когда малыш просит? Что, мне жалко купить игрушку или сладость, если ребенок хочет? А когда он потребовал шоколад в десять часов вечера в загородном доме, а взять его негде, когда объяснения не действовали, а он требовал ― тогда я задумалась. А вот теперь он прямо мне говорит: «Ты будешь делать то, что я тебе скажу». В данном случае мама, которая хотела как лучше для ребенка, получила взамен эгоизм и циничность по отношению к ней. А упустила она в тот момент, когда забыла о себе, о своих потребностях, чувствах и желаниях. Об этом всегда нужно говорить. Дети-то ведь не знают, что мы чувствуем, их нужно научить сопереживать, беспокоиться, становиться на место другого человека и понимать его. И происходит это тогда, когда мы озвучиваем свои переживания, личным примером показываем отношение к людям. Учите детей терпеть, когда маме нужно что-то сделать по дому, ждать, пока вы заняты. Главное в данном вопросе ― вознаградить потом ребенка за его терпение: похвалить, приласкать, уделить внимания больше, чем просто прочитать книгу. Предупреждайте возможные капризы: объясняйте, рассказывайте о нормах поведения, договаривайтесь заранее.



SONY DSC

Например, в прошлый раз ребенок закатил вам истерику, когда вы решили, что пора уходить домой из развлекательного центра. Теперь, помня об этом, вы перед походом договариваетесь: «Вести себя прилично, когда мама скажет пора уходить, молча, тихо собираемся и уходим. Иначе, я буду расстраиваться, переживать и это будет последний наш поход».

А теперь общие правила реагирования при капризах:

  1. Ругать, наказывать ребенка за капризы нельзя.
  2. Поучать во время каприза бесполезно ― ребенок вас не слышит.
  3. Попробовать переключить внимание ребенка на что-то приятное для него.
  4. Удалить ребенка из ситуации каприза: вынести в другую комнату, вывести на улицу (если случай капризности случился в магазине, развлекательном центре, в гостях или еще где-то). Все это делается спокойно, со словами «тише, тише», «спокойно», «все хорошо». В случае, когда рекомендуют «не обращать внимания», это допустимо дома и в безопасности для малыша. В состоянии истерики, в которую может перерасти каприз, ребенок может проявить по отношению к себе или окружающим агрессию (биться головой о пол, разбить окно и порезаться). Поэтому лучше все же удалить малыша из ситуации каприза.
  5. По истечении какого-то времени рассказать ребенку о своих чувствах, вызванных таким его поведением. Попросить его поступать иначе (фраза «не делать так» стимулирует к противоположному ― «делать так», ведь частицу «не» подсознание ребенка не воспринимает. Только позитивные формулировки: «остановись» вместо «не бегай», «радуй меня своим поведением» вместо «не расстраивай» и т.п.)

Полное описание причин происхождения капризов и правильного реагирования на них предоставлено в видео.

Была ли эта информация полезной?
ДаНет