Платим за подписку на Telegram каналы

8 причин отказаться водить ребенка в детский сад



Детский сад становится спасением для многих родителей: ребенок под присмотром, накормлен, играет и развивается. Отчего же так много сомнений у самих родителей и части педагогов в его необходимости для детей дошкольного возраста? Традиционно считается, что детсадовский ребенок обладает рядом преимуществ перед тем, который сад не посещал. Например, мы считаем домашнего ребенка эдаким тепличным растением, робким, нерешительным и болезненным. А вот если ребенок посещает детский сад, то это поможет ему стать общительным, дружелюбным, он переболеет всеми возможными болезнями (что поможет ему не болеть в школе), научится завязывать шнурки и рассказывать стихи.

Почему это не так, рассказывает Ирина Прибора, которая считает, что дошкольное детство дарит родителям уникальный шанс установить надежные и гармоничные отношения со своим ребенком. Читайте в ее статье, как научиться жить со своими недетсадовскими детьми, и какие преимущества имеет домашнее воспитание для дошкольников.

Почему мои дети не ходят в детский сад

Недавно я выложила в соцсеть фото, где занимаюсь скалолазанием, взбираюсь на самую вершину отвесной горы (ну, хорошо, это была маленькая горка для начинающих). В комментариях мои друзья тут же стали язвить: «Ого, ты наконец-то оставила детей!». У них есть повод. Честно говоря, когда я не в каске и не привязана страховочным тросом, я почти всегда со своими детьми. Их у меня двое, старшему недавно исполнилось семь, младшей три с половиной, и они ни дня не ходили в детский садик. Да, услугами няни я тоже не пользуюсь, а бабушки живут довольно далеко и заглядывают в основном на выходные. Это я не жалуюсь, а скорее наоборот — я страшно этим довольна. И вот почему это здорово — быть рядом со своими детьми-дошкольниками.

Мы учимся жить вместе

До рождения детей я представляла их так, как их показывают в рекламе печенья. Ребенок должен быть улыбчивым, в меру нарядным и поддерживать интересный разговор о чудесах природы, когда его позовут из своей комнаты. Судя по интернет-дискуссиям о поведении детей в самолетах, многие как раз так себе и видят реальность.

Уже родив, я обнаружила, что у детей свои представления о прекрасном. С этими новыми людьми надо знакомиться, надо учиться их понимать.

Надо расшифровывать, что они имеют в виду, когда второй час ноют на манер неисправной сигнализации, что они хотят сказать, когда пытаются открутить тебе мочку уха, когда бойкотируют дневной сон. И, черт возьми, надо самой рассказывать о чудесах природы, причем на пальцах, на тех оставшихся пальцах, которые не участвуют в выковыривании пластилина из ковра. Процесс обоюдный: мы много времени проводим вместе, и дети прекрасно понимают, что, если у меня брови поползли к переносице, лучше диалог не продолжать.



Саморазвитие родителя

С появлением детей я внезапно поняла, что, несмотря на университетское образование и неплохие результаты в беге на короткие дистанции, мой скилл ухода за детьми и общения с ними равен нулю. Мне нужна была мощная прокачка. Я села за книги и одновременно стала наблюдать за детьми, учиться их понимать. Это бездна для саморазвития: ты растишь в себе выдержку, терпение, принятие, появляются новые познания в психологии, когнитивистике, домоводстве, наконец.

Я уверена: ни одна самая успешная карьера не дала бы мне так много в плане осознания своих внутренних демонов и развития новых областей мозга.

И да, я не думаю, что так получилось бы, если бы дети большую часть светового дня находились в дошкольном учреждении. Да я вообще не знала бы, что делать, когда они бросаются песком друг в друга. Кроме того, есть некий вызов: если мне трудно со своим собственным ребенком, и я лишь потому сдаю его каким-то другим людям — что я вообще тогда за человек? С кем мне тогда вообще должно быть не трудно? Это поле для работы над собой.

Я хочу видеть, как они растут

Оказывается, детство — увлекательнейшее приключение человека. У них есть возрасты упорства и невыносимых кризисов, у них есть скачки в развитии и откаты назад, есть фантастические прорывы в познании мира и моменты затишья. Каждый день я узнаю что-то новое о них. И я не хочу слышать от воспитательницы (которая, скорее всего, забудет мне это сказать), какие новые слова узнал сегодня мой ребенок и как он смог эти слова применить в перепалке с товарищем.

Детям важна привязанность

Это я обнаружила уже в процессе изучения психологии. Садик с двадцатью детьми и одной воспитательницей — вовсе не лучшее место для развития. Ребенку нужен рядом близкий взрослый, только тогда младший может спокойно и основательно осваивать окружающий мир. Об этом, например, замечательно и доступно написано в книге психолога Людмилы Петрановской «Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка».

В основе хорошего поведения лежит вовсе не модная развивающая методика и не тот факт, что ваш садик оборудован бассейном.

А глубокая и надежная привязанность к значимому взрослому. То есть либо малыш привязан к воспитательнице, и у нее достаточно времени и сил работать для него маяком и безопасной гаванью, либо у него нет к ней привязанности, и тогда те часы, которые он отбывает в саду, превращаются для него в тоску по маме.



Попробуйте увлечься игрой в домик, если вы в тревоге и напряжении ждете кого-то в аэропорту, а самолет всё не летит. Состояние у детей, которым не повезло с воспитателем, в саду примерно такое.

Сами клиенты садов, не оперируя никакими научными выкладками, красноречиво дают понять, чего бы им больше хотелось. Рев и зубовный скрежет во время «адаптации» к саду у двухлеток, по-моему, легко расшифровывается. Мой сын, например, как-то пробовал в три года провести в развивающем центре пару часов с милыми педагогами, но большую часть этого времени он стоял, прижавшись носом к оконному стеклу, говоря: «Тут у вас без мамы скучно».

Хочу, чтобы они развивали индивидуальность

Вообще, эта садовская манера водить детей строем по порядку, расставлять по росту и выгуливать на площадке, окруженной в целях безопасности забором («Группа “Божьи коровки” стоит в этом квадратике, за черту не заходить, вот наша веранда, а ну-ка строй-ся!») сильно раздражает. Родители изо всех сил пытаются выудить из ребенка ростки креативности, а тут — на тебе! — все должны рисовать одинаковое солнышко. «Нет, Петя, лучи у солнышка не синего цвета, а желтенькие!» Друзья, у нас же постмодерн, какие желтенькие лучики? Путь рисует как хочет.

В этом возрасте уверенность в себе и пробы пера гораздо важнее, чем сходство рисованных солнышек с реальным светилом.

Я очень рада, что у меня есть возможность смотреть на ребенка и понимать, что сегодня он готов полдня строить из конструктора, а рисовать вовсе не хочет, а здесь он решил устроить концерт, используя в качестве барабанов кастрюли, и я ему подыграю на ложках. В общем, мне хочется, чтобы они могли слушать себя и искать творчество внутри, а не срисовывать по команде у Маши.

Дети умеют себя занимать



Людям, которые не играют весь день на ложках, приходится чем-то занимать детей, особенно если на работе наступает полный дедлайн. Усадить детей перед телевизором — это пораженчество. Да-да, в саду есть расписание, и они все время были бы заняты: прогулка, полдник, развивающее занятие с вырезанием треугольников. Но в этом тоже минус. Человек все время под прессом той деятельности, которую ему навешивают сверху. Дома расписание гораздо менее точное, иногда из него известно только, что в девять вечера самые юные отправятся спать.

Мой способ — дать ребятам возможность поскучать и выбрать подходящее занятие. Я с радостью замечаю, что получается неплохо.

Несмотря на то, что дети очень разные, они научились договариваться и совместно играть, а если старший погружается в чтение, маленькая Дина увлеченно играет в кукол и разбойников. Не уверена, что в садиках кому-то предоставляют возможность пару часов посидеть в тишине и почитать «Старика Хоттабыча». Вообще, все эти детские пространства не похожи на офис «Гугла» в том плане, что здоровый взрослый без ущерба для психики смог бы в саду провести минут двадцать, и те пришлись бы на тихий час. А ребята там иногда отбывают по восемь часов в день, причем они даже не могут решать, в какой момент им надеть колготки на голову, чтобы стать зайчиком — все расписано.

Я для них больший авторитет, чем воспитатель или няня

Это нагружает ответственностью. Нельзя сказать: «Дочь, вот расскажу Марь Степановне, что ты вела себя в трамвае как пьяный грузчик, она будет ругаться!» Нет никакого верховного педагога, перед которым я превращалась бы в маленькую девочку и спрашивала, пластилин какой марки мне нужно купить к понедельнику. Когда ты решаешь сам, как образовывать детей, приходится обосновывать многие вещи самой себе, а заодно и им, и дети мне верят, хотя бы потому, что так работает привязанность.

Они верят, что слушать Моцарта — это хорошо, и то, что мы читаем по вечерам эпос, а не Агнию Барто — это тоже хорошо.

И то, что логические задачки для развития мозга — вообще замечательно… Как раз дошкольное детство — умопомрачительный шанс выстроить надежные гармоничные отношения с ребенком и сказать ему что-то, чему он безоговорочно поверит. В другом возрасте это все будет работать иначе.



Качественно проведенное время

В новом мире, куда мы стремимся, главный ресурс — не деньги, а время твоей жизни. Мне жалко часов, которые я трачу бестолково, когда я не вместе с семьей. Отнимать маленьких детей у родителей — это изобретение индустриального времени, когда надо было всех поставить к станку. Сейчас существуют семейные коворкинги, куда ты приходишь работать, а твой ребенок в это время в соседней комнате играет с другими детьми, но он в любой момент может прибежать, обнять тебя, посидеть на коленях, поделиться поделкой и умчаться дальше к свершениям. Делать в работе перерыв, чтобы погладить по голове свою трехлетку — это лучше, чем офисный перекур или совещание, на котором вы все равно не успеете выспаться.

О трудностях

Решение «сидеть дома» с дошкольниками (на самом деле ты как раз и не сидишь, дети стимулируют водить их в музеи и парки) — непопулярное. В два-три года, когда большинству товарищей приходит повестка в детсад, на родителей тех, кто сказал садикам: «Нет, спасибо!», валится целая куча наставлений, стереотипов, страхов и прочей ерунды. А вдруг он будет необщительным? А вдруг он не научится шнурки завязывать? А ему дома не скучно? А вдруг он не узнает трудностей жизни?

Немного неясно, почему трудности жизни должны выглядеть как лицо воспитательницы учреждения, но, френдс, это же моя проблема: обеспечить общение (кстати, сколько часов общения с друзьями нужно лично вам в сутки? восемь?), показать мир, сделать так, чтобы человек овладел ножницами и шнурками, чтобы умел находить себе занятие и предмет для изучения. Почему за то, что я не могу решить свои задачи, должен расплачиваться ребенок?

Дети капризничают, болеют, дерутся (о нет!) и проливают суп, чтобы купать там пупсиков. Бывает, что ни черта не успеваешь и есть только одно желание: чтобы сейчас же стало тихо… Тихо! Замолчите все!

Но ни на одном пути нам не обещают розовых единорогов, это нормально. Надо просто пойти и вытереть этот чертов суп.

Автор: Ирина Прибора

По материалам: www.mel.fm

Была ли эта информация полезной?
ДаНет

Смотрите также: Детский сад: любить или не любить  В Японии детский сад построили вокруг дерева с сильной энергетикой и интересной историей 10 запрещенных фраз ребенку, который идет в детский сад